Цены на красную рыбу на мировом рынке довольно резво идут вверх, хотя в этом году должны остановится. А в России рыбодобытчики забили в рынду по поводу одного обеспокоившего их законопроект

Цены на красную рыбу на мировом рынке довольно резво идут вверх, хотя в этом году должны остановится. А в России рыбодобытчики забили в рынду по поводу одного обеспокоившего их законопроект
На гребне волны
Мировые цены на лососину растут. И дело не в том, что стоимость фьючерсов на неё, согласно торгам по контракту на разницу цен (CFD), который отслеживает Trading Economics, выросла за последнюю неделю на 24,8%. Контракт этот очень волатилен. А в том, что после середины декабря его цена, пять месяцев с переменным успехом пытавшаяся оттолкнуться от уровня 70 долларов за килограмм, пошла-таки вверх и сегодня составила 95,180 норвежских крон.
Статья по теме: Рыбу подтягивают к потребителю
С этой планки уже куда лучше виден, пусть и вдалеке, исторический максимум в 111,66 норвежских крон за килограмм. Его цены на лососину достигли в июле 2023 года.
Отметим, что биржевое понятие salmon включает в себя собственно лосося, а также форель, чавычу, кижуч, кету, горбушу и нерку. По данным The Business Research Company, в 2024 году рынок лосося вырос с 28,6 млрд долл. до 30,59 млрд долларров — совокупный годовой рост составил 7%. К 2029 году прогнозируется 39,61 млрд долларов. Спрос на красную рыбу растет в связи с увеличением спроса на продукты, богатые белком, увеличением мирового потребления морепродуктов, ростом популярности кето- и палеодиет, а также развитием маркетплейсов.
Согласно последним исследованиям Kontali, в 2025 году производство лосося вырастет на 3,5–4,0%, что приведёт к незначительному снижению спотовых цен в течение всего года. Этот рост в значительной степени обусловлен восстановлением производительности в Норвегии и в целом в Европе. Иначе говоря, ожидается, что разница в ценах в первой и второй половине 2025 года составит около 3 евро за килограмм.
Статья по теме: Атлантический лосось стал золотым
«Выращенный на фермах лосось стал очень популярным продуктом питания, но цены на лосось в нижней части цепочки поставок должны оставаться конкурентоспособными по сравнению с ценами на говядину, свинину и мясо птицы. Ожидается, что в первой половине года спрос на лосось снова снизится из-за сезонного дефицита. Во второй половине года, когда спрос восстановится, ожидается более активное продвижение лосося в розничной торговле. По мере роста производства рекламные акции и контракты, тем не менее, не смогут компенсировать избыточные объемы на спотовом рынке по «весенним ценам», поэтому прогнозируется заметное снижение цен», — оценил перспективы этого рынка Ларс Дэниел Гаршол, ведущий аналитик Kontali по лососевым.
Объем мирового рынка лосося в 2024 году оценивался в 3,7 млн тонн, приводит, в свою очередь, данные IMARC Group. Компания оценивает объем рынка в 4,8 млн тонн к 2033 году, и ждет его среднегодового роста на 3% в течение 2025-2033 годов. В числе факторов, которые будут способствовать подъему, в группе указывают и на растущий спрос на лососевые продукты с добавленной стоимостью.
Что касается объемов производства, то в 2025 году в Норвегии оно увеличится как минимум на 40 тыс. тонн цельного рыбного эквивалента (WFE), а в остальной Европе — как минимум на 35 тыс. тонн WFE. Спрос в сегментах дорогостоящего общественного питания, как то суши-рестораны в Европе, Северной Америке и Азии (Китае и Гонконге), значительно восстановился после пандемии COVID-19 и продолжает поддерживать высокие цены в первой половине 2025 года.
Однако окончательный уровень производства будет зависеть от режима регулирования (максимально допустимой биомассы) и температуры воды в море.
Проблемы с лососевыми наблюдались еще летом 2024 года – как писал Bloomberg, в Норвегии, крупнейшем производителе рыбы, причиняла неприятности одна бактерия, из-за которой упали объемы производства лосося, буквально отощавшего и потерявшего в качестве. Из-за этих проблем экспорт морепродуктов из страны резко сократился.
Тут-то и выявляются причины того, что цены на лосось ровно с середины прошлого года, после длительного периода снижения, пошли вверх. А тут и в Чили, втором по величине поставщике, цветение водорослей и изменения в правилах ведения сельского хозяйства ограничили развитие отрасли.
Как это бывает в последнее время, и геополитика вмешалась в рыбный рынок. Санкции против России привели к дефициту морепродуктов в США и Европе. Запрет на импорт российских крабов, трески и минтая привел к росту цен на рыбу в целом в западных странах.
«Сейчас наблюдается тенденция к резкому росту. После начала конфликта в Украине был период, когда на цены повлияли как психология, так и другие факторы. Теперь мы видим, что цены будут резко расти, и именно предложение лосося определяет цену», — заявил в интервью SalmonBusiness (как всегда бывает с заявлениями маркетмейкеров, преувеличивая) Йорн Эрлинг Ларсен, директор по продажам третьего по величине в мире производителя лосося SalMar в Европе. Но все же, приведенные выше прогнозы не только резкого, но и вообще существенного роста мировых цен на красную рыбу не предполагают.
Волнение на законодательном море
Между тем, в России производители тоже встревожили потребителей. Тревогу забили в конце февраля в Ассоциации добытчиков лососей Камчатки и Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области. Не случайно, что именно тогда, так как в Думе слушался (и был принят в первом чтении) не устроивший их законопроект (№ 810019-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"», внесен 24 декабря).
Этот документ предлагает арендаторам 1176 (согласно пояснительной записке к законопроекту) участков вылова анадромных видов рыб (в основном это и есть лососевые) до 30 декабря с.г. перезаключить договоры аренды. Договоры эти истекают позже, по сведениям от рыбодобытчиков, в основном года на 2-3 позже. Можно не перезаключать, но тогда, по истечение срока, уже не сможешь такой договор безконкурсно продлить. Тем самым с большой вероятностью лишишься не просто права вылова, но и инвестиций в обустройство участка, ведь это не просто акватория соленого H2O.
Добытчики, в конце февраля рассказавшие о проблеме «Известиям», упирают на то, что с них без веских причин хотят взять около 200 млрд рублей. Оценка в сопроводительных документах — 180 млрд, но рыболовы указывают на то, что теперь нужно будет еще вносить долю в финансирование социально-экономического развития регионов (что, видимо, косвенно упоминается в конце следующего абзаца).
Резоны подготовившего законопроект Росрыболовства следующие. Изменилась (еще прежде) законодательная база, в то время как «ранее данные договоры… не были направлены на участие пользователей в осуществлении мероприятий по сохранению водных биологических ресурсов в части искусственного воспроизводства такого стратегически важного ресурса, как анадромные виды рыб, а также в полном объеме не отвечали интересам социально-экономического развития соответствующих субъектов Российской Федерации».
Указывается также, видимо, как на минус, на разные сроки действия договоров. И что теперь зато будет прекрасная возможность всем заключить их на 20 лет.
Рыболовы жалуются, что это будет страшно дорого, а денег нет, кредитные же ставки сами знаете какие. И значительная часть краевых компаний может просто прекратить работу. Необходимость раньше срока перезаключить договор «отрежет» их от моря и добычи рыбы. Вылов упадет, цены вырастут. Вообще, аргументов у них тоже много.
К ним присушиваются в Совфеде, а в Думе законопроект после принятия и успокаивающих заявлений о том, что мнение добытчиков не будет проигнорировано, был направлен в регионы. И только-только, неделю назад оттуда вернулся. Так что нужно будет вернуться и к этой теме. Тем более, что цены на рыбу и по другим причинам выросли уже нешуточно.
Свежие комментарии