На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Монокль

604 подписчика

Свежие комментарии

  • АЛЕКСАНДР ЦАРЕВ
    За погибших журналистов -жахнуть орешником в бункер ЗеленскогоВ зоне проведения...
  • Сергей Иовенко
    Нда..а, много хотел что написать, но остановлюсь наверно на одном только случае, которое характеризует нынешнюю обста...Что вернет сувере...
  • зуфар юсупов
    Мы читаем мнения политиков, писателей, философов о национальных чертах украинцев. И практически все они отмечают у по...Возможно ли излеч...

Школа без дураков

Советский технологический прорыв стоял на фундаменте имперского образования, а опыт экспериментов в российской школе послереволюционного периода часто был горьким. Какой должна быть работа над ошибками и можно ли исправить «систему»? Об этом — в интервью с директором Школы имени А. Н. Колмогорова (СУНЦ МГУ) Кириллом Семеновым

Олег Сердечников Кирилл Семенов, директор Школы имени А. Н. Колмогорова (СУНЦ МГУ)
читайте на monocle.ru

Советский технологический прорыв стоял на фундаменте имперского образования, а опыт экспериментов в российской школе послереволюционного периода часто был горьким. Какой должна быть работа над ошибками и можно ли исправить «систему»? Об этом — в интервью с директором Школы имени А. Н. Колмогорова (СУНЦ МГУ) Кириллом Семеновым

Система школьного образования в очередной раз стоит на перепутье. Ее точно будут реформировать: в текущем году планируется утвердить новую стратегию развития образования на десять, а возможно, и на пятнадцать лет. Каких трансформаций сегодня ожидают на местах? Было ли в истории российской школы «наилучшее время»?

В чем измерять качество образования и почему стране жизненно необходимы хорошие математики и физики? Эти вопросы мы обсуждаем с Кириллом Семеновым, директором легендарной российской школы, кузницы будущих математиков, физиков и программистов — Специализированного учебно-научного центра (школы-интерната) имени А. Н. Колмогорова (СУНЦ МГУ).

Статья по теме: Михаил Гордин: «Бауманцев отличает универсализм»

— Исторически сложилось так, что в сфере образования главным заказчиком в России является государство. Оно ставит задачи. Есть понимание, что сегодня нужно нашей стране? 

— Зачем нужна большая наука таким странам, как Россия, США, Китай? Причина проста: делать самое-самое лучшее оружие.  Имеешь лучшую фундаментальную науку — делаешь лучшее оружие. Если не стоит задача соревноваться за место в первой тройке-пятерке, можно понизить себе цель. Скажем, иметь хорошую индустрию — тогда наука может быть «послабее». Когда от тебя не требуется вообще ничего, можно даже обсуждать финскую модель образования. Кто-нибудь слышал, чтобы финские школьники победили в какой-нибудь международной олимпиаде по физике или математике? 

Задача зависит от того, чего хотят государство и его народ: уцелеть на перекрестке всех дорог в Евразии или отсидеться в далеких финских лесах-болотах. Поэтому у нас в стране должны быть такие школы, как СУНЦы, Физтех-лицей, Лицей МГТУ, которые будут пытаться направить своих выпускников в организации, которые делают «большие дубинки». 

Есть также задача возродить профессиональное образование — систему ПТУ, колледжей, технических училищ. Хотя, нужно отметить, железнодорожный колледж чувствует и чувствовал себя в любое время прекрасно, потому что железнодорожная система была жива, жива сейчас и успешно работает. И хотя про медицину бесконечно плачутся, но конкурс в медицинские образовательные учреждения во все времена был огромный. 

Если систему ПТУ не реанимируют, промышленности в конце концов придется самостоятельно готовить кадры для работы на станках. 

— Последние сто лет наша система образования переживала яркие взлеты и падения — от одной из лучших систем образования в мире, передовых достижений в науке и космосе, пик которых был в шестидесятые годы, до анархии девяностых. И вот мы снова стоим перед лицом проблемы обеспечения технологического и научного паритета с ведущими странами мира. Кажется, есть даже некоторые исторические аналогии с началом двадцатого века. 

— Начнем с того, что советский технологический прорыв стоял на весьма надежном фундаменте. Может быть, в Российской империи была не самая лучшая в мире наука, но кадрами, что остались и не уехали, советскую власть она обеспечила. Взять того же Жуковского, без которого наша авиация была бы невозможна. Существенная часть советской научной элиты начала свое образование еще в классических царских гимназиях. К примеру, академик Андрей Николаевич Колмогоров, его друг и соратник академик Павел Сергеевич Александров начинали учиться еще в гимназиях при царе, а потом, в двадцатые годы, учились в университете у выдающегося математика академика Николая Николаевича Лузина, который сформировался как ученый в царское время.

В двадцатые годы прошлого века, практически ровно сто лет назад, у нас было время диких экспериментов. В университетах упраздняли факультеты, активно использовался бригадный метод обучения. Некоторые горячие головы предлагали даже создать «пролетарскую математику».

В тридцатые годы эксперименты закончились. Вузам вернули факультетскую систему, запретили бригадно-групповой метод обучения. В 1933 году школьную систему почти вернули к традиционному образцу, который, в свою очередь, был весьма похож на классическую немецкую гимназию. (К концу сталинского правления в школе, раздельной для мальчиков и девочек, преподавалась логика и готовилось преподавание латинского языка.)

Инженерные кадры для советской индустриализации требовались, но с 1 сентября 1940 года было введено платное обучение в восьмом‒десятом классах средней школы, в техникумах, педагогических училищах, сельскохозяйственных и других специальных средних заведениях, а также в вузах (это было отменено в 1956 году). Сумма оплаты была ощутимая. Актер Евгений Семенович Матвеев писал в своих воспоминаниях, что для него, выходца из деревни, это было трагично. В то же время в военных училищах образование было бесплатным. Из этого становятся понятны приоритеты государства в тридцатые‒сороковые годы.  

— Несмотря на все эти пертурбации, научного потенциала хватило на советский атомный проект и на рывок в космос в шестидесятые годы. Но вслед за этим ярким всплеском последовал откат.

— Считается, что именно при Хрущеве появилась идея, что квалифицированный рабочий — более ценный кадр, чем инженер. Тем не менее именно при Хрущеве массово появляются специализированные математические школы по всей стране, в том числе наша школа, открываются заочные школы для школьников.

В девяностые годы происходили разные вещи, последствия которых мы еще долго будем изживать. Взять хотя бы попытку приватизировать МГУ, о чем в одном из интервью рассказал Виктор Антонович Садовничий. В целом же, однако, на образование наплевали, и оно оказалось предоставлено само себе. При этом зарплаты в этой сфере были низкие, как и у всех бюджетников в то время. Но самое страшное — российская система образования оказалась совершенно беззащитна перед новыми педагогическими экспериментами.

В систему пришли люди, которые стали предлагать то, что мы уже проходили в тридцатые годы: снова внедряют «проектный метод», или «компетентностный подход», — не давать в школе знания, а учить компетенциям. Хотя невозможно научиться учиться, если не изучать какое-то конкретное знание.

В нашей истории таких примеров хватает. Но в советское время экспериментаторов иногда все же удавалось остановить. Например, в шестидесятые‒семидесятые годы началась замена математических учебников на более наукообразные. Причем мода на наукообразие в школьной программе была мировая. Была такая анонимная группа французских ученых-математиков — Бурбаки, и вот они выдвинули эту программу: внести в школу (даже младшую) понятия теории множеств, изучать в школе графы. У меня даже есть переведенная с французского языка книжка для детского сада по теории графов. Академик Владимир Игоревич Арнольд, ученик Колмогорова, писал, к чему это привело. Французский школьник, отвечая на вопрос, чему равно три умножить на четыре, отвечает, что «равно тому же, что и четыре умножить на три, потому что это коммутативно, а сколько, я не посчитаю».

Понятно, что учебники, которые написаны научным языком, оказались непонятны и детям, и родителям, и педагогам. Это привело к катастрофическому падению уровня знаний школьников по математике, началась острая дискуссия в прессе.

В систему пришли люди, которые стали предлагать то, что мы уже проходили в тридцатые годы: «проектный метод», или «компетентностный подход», — не давать в школе знания, а учить компетенциям. Хотя невозможно научиться учиться, если не изучать конкретный предмет

В результате академик Понтрягин, наш выдающийся ученый-математик, написал разгромную статью в журнале «Коммунист». Жаловались родители, школьники писали в «Комсомольскую правду»: «Мы ж не дураки». «Кандидат наук, и тот над задачей плачет», — пела Алла Пугачева в «Песне первоклассника». Произошла контрреформа, но в школу так и не вернулись удачные и понятные учебники Киселева — были написаны новые, не совсем удачные учебники. Но все-таки работа над ошибками была проведена.  

Фонетический метод как квадратное колесо

— У нас уже не первый десяток лет используется фонетический метод обучения чтению, и никто это остановить не может.  

— Есть один доктор биологических наук, профессор, директор института. Ему принадлежит высказывание, смысл которого в том, что чтение — это правильное воспроизведение звукового ряда слова. Чем занимаются дети в подготовительных группах детских садов и в первом классе школы? Они занимаются фонетикой, то есть вместо того, чтобы понять прочитанное, русскоязычные дети читают и изучают транскрипцию. В итоге, когда учитель просит: «назовите слово на букву “а”», — дети отвечают: «агурец». То есть у детей формируется звуковая доминанта, и всё — научиться грамотно писать им уже будет очень и очень сложно. А поскольку фонетическим способом практически невозможно научить человека правильно читать, в школьных программах появляется новый предмет «осмысленное чтение».  Фонетическая система обучения неправильная, это как заставить крутиться квадратное колесо. Она начала побеждать с конца восьмидесятых годов, и до сих пор управы на нее нет.

Олег Сердечников: Проблемы обычных школ автоматически становятся проблемами сильных школ с системой отбора

— За вычетом всех экспериментов, какие базовые проблемы сегодня стоят перед системой образования?

— У нас весьма старый учительский корпус. Средний возраст учителя очень высок. Да и средний возраст профессора, мягко говоря, тоже не радует. Председатель Госдумы Вячеслав Викторович Володин сообщил, что молодых педагогов лишь около десяти процентов от их общего числа. Если мы уберем учителей в возрасте шестьдесят пять лет и старше, то все остановится.

Дефицит учителей чувствуется даже в Москве. Не так сильно, как в остальной стране, но все же ощутимо. Если еще десять лет назад было ощущение, что у системы есть некий запас прочности, учитель заболел — его заменили и так далее, то сейчас создается впечатление, что система школьного образования находится в состоянии крайнего напряжения. Директор Президентского лицея Максим Пратусевич на совещании в «Сириусе» говорил, что, по его подсчетам, стране не хватает 24 тысяч учителей математики и через год-два все остановится. Понятно, почему нагрузка на учителей по стране переваливает за 27 часов в неделю. 

— Откуда растут ноги этой проблемы? 

— С девяностых годов педагогические институты массово перековались в университеты и сильно уменьшилось количество педагогических институтов, подотчетных Министерству просвещения. К примеру, подмосковный ОЗПИ (Орехово-Зуевский педагогический институт) сейчас называется Государственный гуманитарно-технологический университет. Если раньше он выпускал только учителей, то сейчас далеко не только учителей. И раньше не все выпускники шли в школы, а теперь их процент еще меньше. Кадры готовятся в ненадлежащем количестве, а если посмотреть, кто идет на эти специальности и на их балы ЕГЭ, то становится совсем грустно. 

Видимо, кто-то поверил обещаниям министра цифрового развития Шадаева, обеспечить всех школьников бесплатными ИИ-учителями. Во-первых, не бывает бесплатных ИИ-учителей. Во-вторых, я сам наблюдал, как за три года сменилось пять систем электронного дневника. Исходно простую технологию, учитель‒ученик и три клочка бумажки — школьный журнал, дневник и школьная тетрадка, не требующая компьютеров, интернета, сенсорных панелей, — совершенно непонятно зачем загоняют в компьютер, в эту биг-дату. Кому нужны собирать со всей страны и хранить на этих серверах результаты всех этих контрольных, всероссийских проверочных работ, огромные массивы школьных оценок? Исходно очень простая технология не требовала, чтобы школьный учитель в два часа ночи заполнял электронные дневники или писал сообщения в «Сферум».  

Идеал, видимо, Хогвартс

— Фундаментальный вопрос — качество обучения в обычных школах. Если там не справляются, то, как в эффекте домино, посыплются и все остальные уровни образования. 

— Сейчас в нашу школу приходят дети чуть более слабые, чем десять-двадцать лет назад. И это в школы, которые имеют систему отбора. Мы живем за счет обычных школ. Их проблемы автоматически становятся нашими. Например, МФТИ (а это элитный вуз) решил дать своим студентам, уже проучившимся один год, в качестве контрольной работы задачи вступительного экзамена восьмидесятых годов. Восемьдесят процентов студентов справились, но двадцать из ста не поступили бы в МФТИ в восьмидесятые годы.  Мы видим, что с годами уровень подготовки учеников падает.

— Следующий пункт — хроническое недофинансирование? 

— Деньги в системе образования есть, вопрос в том, кто их получает и как.

Отмена единой тарифной сетки стала фактически диверсией в образовании. Ее отменили со словами «сейчас мы введем современные прогрессивные правила оплаты труда». Подушевое финансирование школ автоматически убивает все малокомплектные школы. Мало того, и всем остальным школам этот подход ничего хорошего не дает. Почему? Потому что на одну душу государство дает недостаточно. К примеру, только сейчас в Москве уравняли стоимость этой души в младшей, основной и старшей школах. За одного ученика в школу направляют порядка двухсот тысяч рублей в год. Раньше еще меньше было: в старшей школе — 123 тысячи рублей в год, потом 80, в младшей что-то около 40. Как будто младший школьник требует в три раза меньше усилий.

При этом из всех этих денег выплачивают зарплату учителям, коммунальные платежи, налоги, закупают учебники и так далее.   Получается, что даже скорректированная субсидия не выглядит огромной. Из этого способа финансирования следует, что если у тебя много учителей, то каждый их них получит мало. В идеале, видимо, должно быть как в Хогвартсе — один преподаватель по одному предмету на всех учеников. Тогда ему одному денег хватит. 

Рассмотрим новое предложение: ставить в зависимость премиальную часть оплаты труда учителя от успехов его учеников. Но ведь есть учителя в классах выравнивания. Там большой успех школьника — выучить таблицу умножения, а не выиграть олимпиаду. Получается, что они остаются без доплаты? Работы у них не меньше, если не больше, чем с талантливыми детьми. При этом зарплата начинающего учителя ниже всякой критики. Много где арифметика печальная: за 20 часов в неделю — 20 тысяч рублей в месяц. 

Еще одна неправильность — зарплата по регионам отличается в разы. Доходит до того, что так происходит в соседних школах, но одна находится в Москве, а другая относится к Московской области. Причем решения этой проблемы пока не видно. 

— Как, по-вашему, должна быть построена система оплаты труда учителя и сколько он должен зарабатывать? 

— Много раз предлагалось два общероссийских МРОТа за ставку. Это 39 тысяч на руки за 18 часов. Все остальное — за отдельную плату, ставка также не должна зависеть от региона, региональными могут быть только доплаты и премии. 

— Где сейчас проходит граница между передовой педагогической мыслью и практикой? 

— За этими всеми разговорами о передовых и не очень методиках забывают, что школьники неоднородны. Школьные программы — это некая декларация о намерениях, чему и как нужно учить детей. Дальше уже учитель берется за дело. Получится, не получится — это уже результат взаимодействия учителя с учеником.  

Школа — штука простая. Она ни в каких концепциях не нуждается, даже, собственно говоря, и учебники тоже дело десятое. Ведь те, кто запускал космические корабли, учились в тридцатые, сороковые, пятидесятые годы. Тогда в школах не было компьютеров, интернета, проекторов и интерактивных досок. А хорошие школы и отличные учителя — были. Владимир Федорович Овчинников, директор и основатель лицея «Вторая школа», как-то раз сформулировал универсальное правило «как сделать хорошую школу»: «Набрать хороших учителей и не мешать им работать». 

Не все ученые — олимпиадники

— Есть ли маркеры, которые определяют иерархию стран с лучшим образованием? Можно, например, отнести к их числу победу в международных олимпиадах?

— С одной стороны, олимпиады вполне адекватно отражают актуальный уровень и потенциал образовательной системы страны, ее способность делать «большие дубинки». Посмотрите результаты Международной математической олимпиады. В пятерке лидеров в последние годы постоянно присутствуют азиатские команды — КНР, Южная Корея и Северная Корея, Таиланд, Вьетнам и, конечно, США и Россия. Но проблема олимпиад в том, что их результаты мало говорят о процессах, происходящих в системе образования, результаты которых будут видны через много лет.

С другой стороны, есть еще отдельный философский вопрос: не портят ли олимпиады будущих ученых. От коллег мне даже доводилось слышать мнение, что «олимпиадник к наукам не способен». Не комментирую это высказывание, а лучше расскажу пример из практики. У нас был талантливый мальчик, который выиграл Международную математическую олимпиаду. Год проучился у нас, перешел в другую школу — там можно было не учить физику, а на резонное замечание, что у нас кандидаты и доктора физико-математических наук и вообще физика математику нужна и полезна, сообщил примерно следующее: «Я не хочу заниматься наукой, хочу заниматься олимпиадными задачами». 

Мы бы хотели, чтобы он стал доктором до тридцати, член-корреспондентом в возрасте сорок плюс, академиком в районе пятидесяти лет… А он не хочет быть новым Ферми, Колмогоровым. Сейчас он потерян для науки. 

— Действительно ли впереди планеты всей азиатская модель образования?

— Вообще говоря, современные школы и вузы Азии многое взяли из европейского опыта.  Немецкого, английского и так далее.

— Что-то о немецком образовании в последнее время ничего не слышно…

— Потому что их хорошенько так оккупировали, они долгое время не вели суверенную образовательную политику. Однако европейские традиции живы. Например, английская школа имеет свою специфику. Экзамены в одиннадцать лет, после которых для одних «Бетонные столбы» (аналогия с районной школой Stonewall High для детей из неблагополучных семей, в которую должен был пойти Гарри Потер. — «Монокль»), ставящие крест на получение приличного образования в будущем, для других нормальные школы, а для элиты — Итон или другой условный Хогвартс. Именно там раньше формировалась элита, которая правила этой кастовой страной — тут в программе найдутся и классические языки, и жесткая модель образования без «компетентностных подходов» — будь добр исполнить, иначе вылетишь.  

Олег Сердечников: В математической программе самое свежее — это формула Ньютона — Лейбница, а это начало XVIII века

Создается впечатление, что система школьного образования находится в состоянии крайнего напряжения: стране не хватает 24 тысяч учителей математики, и через год-два все остановится. К сожалению, и астрономию возвратить в школу практически невозможно, потому что мало кто может ее преподавать

И США тоже весьма интересны в плане устройства системы образования. Недавно Трамп предложил закрыть федеральное министерство образования США. Это только кажется, что он дичь сказал. Дело в том, что там вопросы образования решаются на уровне даже не штатов, а образовательных округов. Часто американская школа — это такой комбинат тысяч на много человек. Неуправляемый монстр, который никаких задач, кроме выдачи аттестатов, не решает. Да, в США есть школы, которые действуют вне государственной системы образования.  У них есть интересные школы, где родители подписывают согласие на физические наказания для детей. Есть школы с раздельным обучением мальчиков и девочек. В целом модель получения высочайших результатов у них была другая: они просто покупают талантливых выпускников элитных университетов и их научных руководителей, привозят их в штат, дают деньги на лабораторию, и те делают им науку и большие дубинки. Того же Ферми вывезли из Европы, то есть у них довольно посредственная массовая школа, отличные элитные институты и научные лаборатории, которые пылесосят весь мир в поисках талантливых студентов и ученых. Ориентироваться на американскую модель — задача в наших условиях невозможная.  

— Погодите, а как же последовательное укрупнение школ, объединение с детскими садами — кажется, я знаю, где этот прогрессивный подход подсмотрели… 

— Наверное, посмотрели на американские общеобразовательные комплексы и решили, что это хорошо. На деле в наших условиях — проблемная управляемость, недоступность администрации, а профитов почти нет. Очередное поветрие.  

— Кого можно назвать образованным человеком сейчас? 

— Со времен античности мало что изменилось. Семь свободных искусств, семь достойных занятий для свободного гражданина — риторика, логика, грамматика, арифметика, геометрия, музыка («гармоника») и астрономия.

Можно посмотреть школьную программу ведущих мировых школ и задуматься: а почему они изучают древнюю историю, языки, литературу, математику, физику, химию? Потому что в комплексе изучение этих наук позволяет сформировать адекватную картину мира. К сожалению, возвратить в среднюю школу астрономию сейчас практически невозможно, потому что мало кто может ее преподавать.  

Олег Сердечников: СУНЦ МГУ — лидер среди школ России, но и сюда сейчас приходят дети чуть более слабые, чем десять-двадцать лет назад

— В каком возрасте лучше выбирать специализацию? 

— Ранняя специализация плоха тем, что чем раньше ты попадешь в эту колею, тем труднее потом тебе будет из нее выбраться, если вдруг поймешь, что хочется чего-то другого. Поздняя же специализация, приводит к тому, что мы рискуем ничего нового в какой-то науке не успеть сообщить. Дело в том, что, по словам известного ученого-физика, 60 процентов актуальных знаний в физике получено за последние 30 лет. 

В математической школьной программе даже после реформы Колмогорова, когда в школу пришел матанализ, самое свежее, что ученику сообщается, — это формула Ньютона — Лейбница, а это начало восемнадцатого века. Нужно понимать, что передовой край науки от школьной скамьи все время отъезжает все дальше и дальше. Чтобы успеть до этого передового края дойти хотя бы до пенсии, надо начинать все раньше и раньше. Запрос на раннюю профилизацию все равно будет. Вещь не очень полезная, возможно даже вредная, но иначе никак. 

— Назовите пять пунктов, которые вы прямо сейчас изменили бы в нынешней системе школьного образования.

— Необходимые изменения лучше всего сформулировал доктор физико-математических наук и известный популяризатор математики Алексей Савватеев в своем «Манифесте спасения массовой школы в России». Мой личный топ-5 проблем — это зарплата и нагрузка учителей, а также изменение принципов финансирования школ. Отдельно от учебной нагрузки выделил бы бюрократические обременения, в том числе электронные системы, работа с которыми требует очень много времени учителя. Вопросы дисциплины учеников в школе — у школы и учителя нет адекватных рычагов влияния на ученика. Например, выгнать из школы неадекватного ученика, который нападает на учителя или терроризирует одноклассников, практически невозможно. Требуется навести порядок в методиках и средствах обучения, в том числе в вопросах избыточной цифровизации.

Ссылка на первоисточник
наверх