Сталь — спутник материальной истории человечества, первый (по массе) и один из ключевых (по важности) конструкционных материалов индустриальной эпохи.

Сталь — спутник материальной истории человечества, первый (по массе) и один из ключевых (по важности) конструкционных материалов индустриальной эпохи.
Статья по теме: Сталь без спроса
Мировое производство стали последние сто лет росло неравномерно: пять десятилетий экспоненциального роста в 1920‒1970-х (за это время оно выросло с 50 до 600 млн тонн) сменила двадцатилетняя «передышка» вялотекущего роста. А затем, с 1990 года, мы стали свидетелями повторения феноменального роста середины прошлого века: объемы мировой выплавки к 2020 году удвоились, подойдя вплотную к двум миллиардам тонн. А потом снова пауза — стагнация мирового производства стали.
Виновники двух эпизодов бурного роста глобальной выплавки очевидны. В прошлом веке это прежде всего индустриализирующийся СССР (рост производства стали с 6 млн тонн в 1930 году, 19 млн тонн в 1948 до 163 млн тонн на максимуме за три года до краха советского государства), а также уверенно наращивавшие уровень своего материального благосостояния США и Европа.
Ну а в тридцатилетку, предшествовавшую пандемии ковида, «выстрелил» Китай. Запоздавшая лет на сорок против советской китайская индустриализация сопровождалась невероятным ростом потребления металла: в 1990‒2020 годах на Китай пришлось почти 90% глобального прироста производства стали. Причем если львиная доля производимой в СССР стали потреблялась внутри страны, то расцвет глобализации начала нынешнего века и превращение Китая в мировую фабрику способствовали тому, что циклопический металлургический комплекс КНР обслуживал не только внутренние потребности, но и все больше выплескивал свою продукцию на внешние рынки. По состоянию на 2019 год помимо 63 млн тонн прямого экспорта стальной продукции Китай почти 96 млн тонн металла, согласно оценкам Мировой ассоциации стали, поставлял за рубеж в изделиях — автомобилях, вагонах, станках, турбинах, холодильниках и прочей металлоемкой продукции.
И вот пять лет назад эта, казалось, идеальная машинка застопорилась. Локомотив глобальной сталелитейной отрасли не просто затормозил, а встал как вкопанный. После 2020 года производство стали в КНР неуклонно сокращается, накопленный спад достиг в 2024 году около 5% под влиянием резкого сокращения внутреннего потребления из-за кризиса в строительном секторе. В результате избыток китайского металла выплескивается на мировой рынок: прямой экспорт стали из Китая за последние пять лет удвоился — в прошлом году он почти в полтора раза превысил все российское производство стали.
Это обвалило мировые цены на сталь и сильно портит жизнь российским металлургам. Запас по рентабельности у них достаточный, чтобы пережить эту коллизию, но рынки они теряют. В 2022 году для них закрылись прежде главные (в силу премиальности) рынки недружественных стран, теперь Китай теснит нас и на рынках, сохраняющих физическую доступность для русского металла. А главное, на нашем собственном рынке, где по ряду позиций отечественная стальная продукция не выдерживает конкуренции с китайской. Прежде всего по цене и условиям поставок. Это стало одним из факторов досадного семипроцентного спада объемов производства российской стали в прошлом году, несмотря на почти пятипроцентный общепромышленный рост. Другие факторы — негатив второго полугодия: остановка роста в строительстве и резкое торможение инвестиционной активности в стране, спровоцированное неадекватно жесткой денежной политикой Центрального банка.
Магистральный путь укрепления позиций российских металлургов — освоение инновационных видов продукции. И речь идет не только о стали специального назначения, например для водородопроводов или емкостей для транспортировки СПГ, но и о старом-добром нержавеющем прокате, производство которого не было освоено ни в СССР, ни в уже капиталистические времена в новой России. Есть умельцы в нашей большой металлургической четверке, кто пошел дальше: «Северсталь» освоила производство биметаллического проката, одна сторона которого имеет коррозионную стойкость, не уступающую нержавейке. Именно такой металл идет, например, на строительство корпуса нашего уникального атомного ледокола «Лидер». Но в более массовых сегментах домашнего рынка по-прежнему востребована привычная нержавейка, и по разумным ценам. Отрадно, что первый проект по производству нержавеющего проката запущен ТМК в Волжском.
Свежие комментарии