На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Монокль

603 подписчика

Свежие комментарии

  • Eduard
    В Европе и США больше держать деньги нельзя!Доходность гособл...
  • Eduard
    Вкладывйте,вкладывайте,а потом их заморозят!Доходность гособл...
  • Чак
    17 и 18 лет это не подростки, а преступники заслужившие по 10 лет.Сотрудники ФСБ пр...

Сериалы года: роуд-муви в поисках семьи и любви

Субличность кино — сериалы, дневниковые записи времени. Оно ведет их сотнями страниц быстрым почерком. И вот, выбранные в качестве лучших за год по одному из критериев, три таких «дневника» внезапно оказались связаны и еще одной общей нитью

kinopoisk.ru
читайте на monocle.ru

Субличность кино — сериалы, дневниковые записи времени.

Оно ведет их сотнями страниц быстрым почерком. И вот, выбранные в качестве лучших за год по одному из критериев, три таких «дневника» внезапно оказались связаны и еще одной общей нитью

Цифры свидетельствуют о том, что, сериальная отрасль чувствует себя на удивление благополучно. Для справки: в 2024 году в России вышел 241 сериал (это только игровые проекты с хронометражом более четырех серий). Премьеры 104 сериалов состоялись на ТВ и 137 – на онлайн-платформах. Третий год подряд соотношение сохраняется 40% к 60%. Вывод: стриминговые гиганты побеждают телек, конкурируя преимущественно между собой. 

Цифры цифрами, а содержательная часть проектов сериальной киноиндустрии заметно просела. В целом, для оценки качества «контента», произведенного отечественным сериалостроением, пожалуй, служит слово «безрыбье». Что ж, поищем на худой конец раков. Но топ-листы на любой вкус и так косяками плавают в больших и малых медиа. Захотелось взглянуть на уходящий киногод через иную оптику: так как монокль у нас всегда под рукой.

Отложим в сторону работы режиссеров, выбравших для своих произведений безопасные лакуны тем и жанров: новые перепевы сказок, экранизации классиков (преимущественно уже неживых), фэнтези, исторические драмы (дорого-богато, зачастую бессмысленно), фантазии на советские темы под битловский припев «back in USSR» (шпионы, милиционеры, юристы, врачи, хрюши, степашки и прочее), а также самую упоительную, но уже заезженную пластинку на лихие 90 оборотов. Да, после бума вокруг прошлогоднего «Слова пацана» кинематографисты оттоптались на постперестроечной эпохе нещадно. 

Из того немного, что осталось вне перечисленного списка, мы попытались намыть золотой песок — картины, где рассказывается о дне сегодняшнем и о жизни, поменявшейся под гнетом тревожного времени; проекты, где проступает явь, а не выдумка и оглядки на прошлое. В дистиллированном виде такое кино практически не обнаружить. Туговато нынче у мастеров культуры с осмыслением действительности и/или мало-мальски острой проблематикой. Куда же испарилась подлинность жизни в кино? Кажется, в 2024-м реальность справляется с нами лучше, чем мы с ней. В итоге заданную рамку — актуальность плюс качество — выдержало лишь три проекта. 

«Она такая классная»

Один из самых обаятельных и важных сериалов года. Диспетчер жанров сообщает, что это «молодежное роуд-муви с элементами инклюзивности». Так себе приманка для массового зрителя. Однако не спешите с приговором. За проектом стоит авторитет продюсера Игоря Мишина, который редко промахивается. Пока отечественные шоуранеры избегали остросоциальной проблематики, Мишин рискнул и замахнулся на давно обжитую Голливудом территорию «Человека дождя», «Хорошего доктора», «Нетипичного». Сериал, где нейроотличный персонаж выступает на первом плане — очевидный прорыв российского кинопроизводства.

kinopoisk.ru:

Екатеринбург, наши дни. Аутист Леня влюбляется в порнозвезду с вирт-сайта по недосмотру 27-летнего балбеса Артема, безответственно взявшегося опекать парня, пока мама Лени уехала из города на несколько дней.

Вспоминается отечественный инди-хит «Китобой» со схожей фабулой: чукотский рыбак влюбляется в заморскую вебкам-модель и отправляется на ее поиски в Америку. Леня тоже загорелся увидеть экранную диву лично. «Артем, мы едем в Питер!», — мантра на высоких нотах звучит, не переставая.

И вот после череды курьезов наш «Ромео» уже едет на встречу к «Джульетте» из Еката в СПб в разукрашенном фургончике Артема. С ними увязались еще два горе-попутчика: бегут от уголовной ответственности за убийство (несовершенное, как выяснилось).

Перед зрителем открывается меланхолично-мрачноватая эстетика русских дорог, городов и весей. На пути пруд пруди обитателей земли русской: кто с несчастной судьбой, кто с ружьем, а кто с шантажом. Но нет, это не артхаусный нуар, напротив. На экране легкое повествование об авантюрном странствии чудаковатых наивных парней, жонглирующее комичными ситуациями и приправленное добрым юмором. Вместе с тем, такой комедийный жанр кажется все же продюсерским заискиванием перед публикой. Но учитывая, что о людях с особенностями в обществе вовсе не принято говорить, можно простить создателям эту слабость.

kinopoisk.ru:

Настоящее топливо сериала — потрясающий магнетизм героя. Леня крайне уязвим, требует ежесекундного присмотра, иначе беда. Крутит спиннер и повторяет речевые штампы, когда нервничает. Кричит, когда ему больно от криков других. Прямолинеен и простодушен, отдаст последнее. Добротой и распахнутым сердцем обескураживает и разоблачает лицемерие окружающих. В этом его сила.

Виртуозное актерское соло от молодого дарования Льва Зулькарнаева («Слово пацана») — результат не только потрясающего таланта, но и большой предварительной работы. Готовясь к роли, актер несколько месяцев (!) волонтерил в центре помощи людям с расстройствами аутистического спектра (РАС) «Антон тут рядом», где безупречно овладел типичными поведенческими проявлениями, движениями, мимикой, особым фонетическим звучанием аутиста. Образ трепетного беззащитного героя получился. Тот случай, когда мастерство — это акт любви.

«Трасса»

Пожалуй, безальтернативный лидер стримингового проката уходящего сезона. Сериал, от которого невозможно оторваться, невзирая на ужас от разлитого в воздухе зла и изрядного градуса абсурда под занавес. Расхожее сравнение проекта с «Грузом-200» Балабанова справедливо только в одном: при просмотре ты теряешь не только чувство безопасности, но и небезосновательно опасаешься за свою психику. Начиная с завязки — душераздирающей сцены, где девочка-подросток совершает чудовищное преступление и накидывает себе петлю на шею — и на протяжении всего последующего действа «Трасса» не оставляет героям ни единого шанса на надежду выбраться невредимым из треклятого замеса.

kinopoisk.ru:

Снова наши дни. В Минеральные Воды из Северной столицы приезжает главная героиня, угрюмая хамоватая судья Светлана Незнамова (Карина Разумовская) с темным прошлым. Приезжает в поисках сбежавшей приемной дочери.

Девочка, одержимая желанием найти здесь настоящих родителей, бесследно пропала. Как оказалось, она не первая. И не последняя. Работа поисковой группы, возглавляемой местным активистом Андреем Тилем (Сергей Серзин) — недвусмысленная отсылка к «Нелюбви» Звягинцева. Вся вертикаль местной власти насквозь коррумпирована (привет «Левиафану» того же автора). Если и находятся честные следователи (Анна Михалкова), то им здесь не выжить. Тугая детективная пружина разжимается трагическими рывками. А с ног сшибающая развязка случится лишь в последние полчаса шоу. 

Однако ведущий интерес создателей сериала — именитого дуэта шоураннеров Олега Моловиченко и Ивана Самохвалова («Нулевой пациент», «Хрустальный» «Метод», «Мажор») вместе с режиссером Душаном Григоровым — состоит явно не в детективной интриге, хотя она и чертовски хороша. Суть в другом.

Во-первых, нетривиальна драматургия характеров героев: игра-перевертыш всеобщей амбивалентности выбивает стул даже под самым искушенным зрителем. Не верь никому, подозревай каждого, любой может оказаться оборотнем. Центральной фигурой в этой мутации персонажей выступает главная героиня. Прошедшая семь кругов ада, Светлана понимает, что полагаться в этом курортном серпентарии (да и в целом по жизни) не на кого. Женщина мужественно объявляет войну целому городу. Происходит увлекательная метаморфоза: из неприятной озлобленной циничной стервы героиня превращается в живого человека с неизлечимой болью в груди (лучшая женская роль года, однозначно).

Во-вторых, авторы картины под жанровым прикрытием сумрачного триллера про маньяка детально исследуют тему насилия. Трактуют ее не только как социально приемлемую обыденность с традиционными эскападами в сторону абстрактной власти («во всем виновата система и она нас похоронит»), а несколько тоньше — как вечный всеобъемлющей сумрак хтони, разъедающей человеческое существо. Хрупкость бытия предстает обнаженной плотью, над которой всяк готов надругаться.

«Юг»

После экстремально жесткой «Трассы» отдохнуть и восстановить расшатавшиеся нервы можно будет на «Юге». Самая нежная и душещипательная история 2024 года. 

Мальчик с необычным именем Юг Кипень (Ярослав Могильников из «Слова пацана»), эдакий комнатный цветочек, вырос под неусыпной заботой бабушки (Надежда Маркина), с которой живет с трех лет после смерти матери («мама была ламой и всего три года — человеком»). Но однажды мир комнатных растений рушится. Юг в канун четырнадцатилетия, аккурат в возрасте получения паспорта, находит в серванте миллион. Деньги бабуля прятала неслучайно — они от отца мальчика. Вместо расспросов он находит в соцсетях несколько потенциальных претендентов на роль отца и отправляется на поиски неведомого родителя, не зная ничего, кроме фамилии.

kinopoisk.ru:

Парню предстоит объехать кораблями, автомобилями, самолетами всю Россию: с Дальнего Востока через Якутск в Челябинск и Казань, Волгоград и Владикавказ, Москву и Сочи. Глазами неокрепшего подростка зритель смотрит на сегодняшние реалии страны и главный поучительный ресурс – людей. Герою предстоит безжалостный интенсив взросления. Соприкосновения с разношерстной галереей персонажей — актеры, проводницы, ветераны, коневоды, дальнобойщики, банкиры, учителя, психологи, оперативники — являют пусть и заблюренное, но рельефное мозаичное панно нашего общего существования.

«Отцов» исполняют Юрий Колокольников, Александр Яценко, Денис Дорохов, Кирилл Кяро, Игорь Грабузов. Следователя, ищущего сбежавшего мальчика — Тимофей Трибунцев. Еще пара десятков ведущих звезд вспыхивает в ярких эпизодических ролях.

Талант «лампового» режиссера Ивана Соснина («Далекие близкие») говорить просто о сложном помогает достучаться практически до любого зрителя. Его искреннее, умеренно сентиментальное шоу в сегодняшнем российском кино — эмоционально пронзительный гимн заброшенному в чулан гуманизму. Разговор о вечных человеческих ценностях перешел в разряд старомодных и даже цинично неуместных. Не потому ли, что мы преуспели в обратном? При просмотре «Юга» терапия душевной глухоты станет дополнительным бонусом (или нагрузкой) к увлекательной Одиссее.

Резюме

Мама уехала, это еще лучший случай (и кино в общем-то веселое). Дочь уехала, мама приехала, но найти не может (фильм просто ад). Мамы нет совсем, а папа — где-то (фильм добрый).

Это сериалы о матерях и детях, отцах и детях, но не в хрестоматийном тургеневском смысле идейного раскола поколений, а в другом, для 19 века не столь хрестоматийном, раскола семей. Дети ищут родителей. Оставить его одного — пролог в лучшем случае к приключениям. Испытываемые на разрыв, не поддающиеся разрыву, но поддающиеся разлуке прочнейшие нити, неразрезаемые пуповины, связывающие детей и родителей. Любовь. Любовь! Обзор у нас новогодний, потому этим словом его и завершим.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх