На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Монокль

605 подписчиков

Свежие комментарии

  • Людмила Лепаева
    У нас нет молодежной политикиЮродивый из Лефор...
  • Владимир Акулов
    Как жили США до Трампа ? Печатали для себя доллары и всё в мире себе покупали...Ничего не производили... Производили ...Аналитик рассказа...
  • Владимир Акулов
    Как жили США до Трампа ? Печатали для себя доллары и всё в мире себе покупали...Ничего не производили... Производили ...Золото: такого не...

СПГ перестает быть глобальным

Появление больших объемов экспортного сжиженного природного газа сделало не так газовый рынок глобальным. Но теперь уже сам мировой рынок СПГ делится на зоны.

itek.ru
читайте на monocle.ru

Появление больших объемов экспортного сжиженного природного газа сделало не так газовый рынок глобальным. Но теперь уже сам мировой рынок СПГ делится на зоны.

В китайскую гавань не заходили корабли

Самой громкой новостью выходных стало то, что Китай начал отказываться от сжиженного природного газа (СПГ) из США. Развитие событий в свете тарифных войн Дональда Трампа вполне ожидаемое. С тех пор как 6 февраля танкер водоизмещением 69 тыс. тонн из Корпус-Кристи, штат Техас, прибыл в юго-восточную провинцию Фуцзянь, ни одно другое американское судно с грузом СПГ не заходило в Китай, пишет портал Cryptopolitan.

Статья по теме: Дело стало за малым СПГ

То есть, СПГ-танкеры стали менять курс, например на Бангадеш, как только 10 февраля в Пекине вступил в силу 15-процентный импортный тариф на американский СПГ. Если учесть, что с тех пор этот тариф вырос до 49%, то прекращение импорта Китаем американского газа не вызовет удивления. Он стал для китайских покупателей совершенно нерентабельным.

КНР ввела свои тарифы первоначально в качестве ответной меры на январские тарифы Дональда Трампа

Ситуация повторяет годичную блокаду Китаем поставок СПГ из США во время первого срока президентства Дональда Трампа. Но аналитики говорят, что текущее противостояние может иметь более серьёзные последствия, все больше поворачивая Китай к российским поставкам и омрачая перспективы многомиллиардных экспортных терминалов, которые сейчас строятся в США и Мексике.

«Будут долгосрочные последствия, — считает Анн-Софи Корбо, специалист по природному газу из Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета. — Я не думаю, что китайские импортеры СПГ когда-либо заключат новые контракты на поставку СПГ из США», — делает она категоричный вывод.

«В прошлый раз, когда это произошло, был полный перерыв в поставках.., но это было в то время, когда спрос на газ был на пике, — сказала тому же Cryptopolitan Джиллиан Боккаро, аналитик Kpler. — Сейчас мы наблюдаем снижение темпов экономического роста и считаем, что Китай может довольно долго выдерживать потерю этих грузов».

Ранее китайские компании, в том числе PetroChina и Sinopec, заключили 13 долгосрочных контрактов на поставку американского СПГ до 2049 года. Эти соглашения о поставках были важны для финансирования новых проектов на побережье Мексиканского залива.

Прекратил закупки у США, Китай увеличив импорт из Австралии, Индонезии и Брунея, согласно анализу данных китайской таможни, проведённому РИА Новости. В 2024 году США занимали пятое место среди крупнейших поставщиков туда СПГ, экспортировав в Китай 4,15 млн тонн этого топлива на сумму 2,4 млрд долларов США.

В ЕС пытаются понять, что случилось

Тем временем, как пишет OilPrice.com, намёки на то, что немецкие и французские энергетические компании могут возобновить импорт российского газа, означают не просто экономическое отчаяние — они сигнализируют о том, что Европа потихоньку пересматривает свою политику. В условиях ухудшения отношений между США и ЕС из-за изменений во внешней политике в эпоху Трампа и безрезультатных переговоров о сжиженном природном газе из Катара, некоторые игроки в ЕС рассматривают российский газ как неизбежность для сохранения конкурентоспособности промышленности.

Если поставки возобновятся — особенно по «Северному потоку — 2», — это может подорвать единство ЕС в вопросе санкций и обнажить ахиллесову пяту блока: энергетическая безопасность по-прежнему важнее геополитической решимости.

Кстати, украинский «Нафтогаз», как сообщило 18 апреля агентство «Интерфакс-Украина», в настоящее время имеет доступ к финансированию в размере около 400-450 миллионов долларов, но для импорта 4,5 миллиардов кубометров газа, необходимых до начала отопительного сезона, требуется 2–2,5 миллиарда долларов.

СПГ: создал глобальный рынок газа и «слился»

Текущее состояние газового сектора характеризуется переходным этапом: мировая индустрия газа приспосабливается к новым реалиям – стремительно растущему азиатскому спросу, перераспределению потоков после санкций, усилению роли СПГ и экологическим вызовам, отмечает председатель Российско-Оманского общественного совета, советник по экономике и промышленности генерального директора Делового центра экономического развития СНГ Александр Гриф.

Краткосрочно, указывает он, до конца 2025 года рынку предстоит преодолеть период волатильности и риска дефицита, тогда как долгосрочно к 2030 году его ждет структурная перестройка под воздействием климатической повестки и новых центров влияния. Ключевые тенденции указывают на необходимость балансировать между коммерческой выгодой и энергетической безопасностью.

Основные события прошлой недели на газовых рынках вращались вокруг закупок СПГ, отмечает эксперт Российского газового общества Антон Соколов. С одной стороны, отмечает он, Китай объявил об остановке импорта американского сжиженного газа. С другой стороны, несмотря на озвученный недавно в ЕС очередной план отказа от российских энергоносителей, экспорт российского СПГ в Европу в очередной же раз оказался вне санкций. По мнению эксперта – для того чтобы теперь уже европейские чиновники могли оказывать давление на администрацию Трампа.

«Сокращение внешнего, неазиатского, импорта в Китае всегда было вопрос времени. После ценовых шоков 2022 и 2023 годов, азиатский рынок окончательно превратился в премиальный. Если раньше премию за обеспечение устойчивых поставок природного газа были готовы платить только «богатые» страны типа Японии и Южной Кореи, то после аритмии на европейском рынке число таких стран увеличилось, а цены, соответственно, выросли. Не будем забывать и о практическом отсутствии альтернатив СПГ в регионе, если не брать в расчет атомную энергетику, которая представлена далеко не в каждой стране региона, и уголь, использование которого связано с целым ворохом рисков не только экологического, но и политического, экономического и репутационного характера. Рост цен и последующее их закрепление на высоком уровне, довольно скоро привел к тому, что ежегодно фиксируемый рост потребления СПГ в азиатских странах начал замедляться», – говорит Антон Соколов.

Интересна также и трансформация структуры СПГ-рынка в Азии, продолжает аналитик. Если исключить большую тройку поставщиков СПГ, объем поставок которых неминуемо будет вносить определенный «шум», то станет очевидно, что рынки СПГ приобретают все более локальный, а не глобальный, характер. Так, например, если для Китая и Индии роль ближневосточных поставщиков еще остается достаточно значимой, то южнее, в азиатско-тихоокеанском регионе, «первую скрипку» играют внутренние поставщики, ключевыми среди которых являются Индонезия и Австралия, южноамериканский и африканские рынки также практически изолированы и замкнуты сами на себя.

«Европейский рынок, очевидно, представляет собой исключение из правил, но преимущественно потому, что развитие собственной газодобывающей промышленности было положено на алтарь энергоперехода, что определяет зависимость европейской энергетики от внешних поставок из многочисленных источников как трубопроводного газа, так и СПГ, – рассказывает Антон Соколов. – Чем больше экспортеров придет на европейский рынок, тем вероятнее получится сбалансировать потенциальные риски. Последние связанны как с плановыми остановками СПГ-заводов на обслуживание, так и с политической нестабильностью и дипломатическими кризисами в отношениях с тем или иным поставщиком». 

«Несмотря на широкомасшатабное внедрение решений из области возобновляемой энергетики в отдельных европейских странах, типа Германии, – говорит он, – отсутствие устойчивых систем накопления и долгосрочного хранения выработанной на ветряных или солнечных электростанциях энергии, заставляет европейских потребителей обращаться к природному газу как относительно приемлемой альтернативе мазуту и углю».

Времена неопределенности предполагают опору на проверенные, хорошо зарекомендовавшие себя решения, и ставка на СПГ абсолютно естественна, заключает эксперт.

Цены, вероятно, достигли дна

Что касается рынка, то на прошлой неделе на европейских газовых хабах цены падали на минимумы сентября 2024 года, в моменте цена газа на TTF в евро достигала 33 евро за МВт-ч, в долларовых ценах курс заходил на уровень 380 долл. за тыс. кубов, отмечает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Михаил Зельцер. «Прогнозировалась остановка падения и отскок — спустя неделю курс на TTF под 36 евро, или почти +10% со дна, а в долларах за тысячу кубов дают почти 420 долларов — процент удорожания за неделю с минимума еще больше из-за динамики курсов глобальных валют. Так, глобальный доллар DXY падал на трехлетние минимумы, а евро взлетал на максимумы с начала 2022 года», — говорит аналитик.

Участники сырьевого рынка внимательно следят за развитием тарифной войны США, ЕС, Китая, и есть ожидания сближения торговых позиций стран. «Это способно стабилизировать энергетические рынки, поскольку снизятся риски падения сырьевого спроса и замедления мировых экономик. Технически цены газа на недавней распродаже, скорее всего, уже достигли годового дна, и восстановление котировок может продолжиться без обновления апрельских минимумов. Правда, не бурно — геополитическая риск-премия в цене газа на фоне переговоров РФ и США сейчас суженная, а это фактор давления на котировки газа, да и зимний период завершен, и острой необходимости в обширных резервах сырья пока нет. Максимумы года за 600 долларов и под 60 евро теперь возможны лишь при резком обострении геополитики», — считает Михаил Зельцер.

Ссылка на первоисточник
наверх