На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Монокль

603 подписчика

Свежие комментарии

  • зуфар юсупов
    Мы читаем мнения политиков, писателей, философов о национальных чертах украинцев. И практически все они отмечают у по...Возможно ли излеч...
  • Анастасия Гончарова
    🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮Французские облиг...
  • Evgeni Velesik
    "Жадность фраера сгубила". Пора учится жить автономно!Нефть дешевеет на...

Металлургия в реалиях высококонкурентного рынка

На фоне общего кризиса кадров в промышленности металлурги оказались в одном из самых сложных положений.  Борьба за рабочие руки давно идет не между металлургами, а с сервисами доставки, IT и всеми высокотехнологичными отраслями промышленности. Почему привлечение иностранных специалистов не поможет решить проблему и как повлияют «бирюзовые» воротнички, объяснили консультанты направления «Химия, оборудование и агросектор» компании get experts Матвей Алексашин и Илья Чашков.

Консультант направления «Химия, оборудование и агросектор» компании get experts Матвей Алексашин
читайте на monocle.ru

На фоне общего кризиса кадров в промышленности металлурги оказались в одном из самых сложных положений.  Борьба за рабочие руки давно идет не между металлургами, а с сервисами доставки, IT и всеми высокотехнологичными отраслями промышленности. Почему привлечение иностранных специалистов не поможет решить проблему и как повлияют «бирюзовые» воротнички, объяснили консультанты направления «Химия, оборудование и агросектор» компании get experts Матвей Алексашин и Илья Чашков.

В последние годы металлургия, как и в целом российская промышленность, сталкивается все с новыми и новыми вызовами. Для экспортоориентированной отрасли триггером к изменениям стали санкции, ограничивающие экспорт российской стали, алюминия, меди и других металлов. За последние два года пришлось перестроить бизнес с большим уклоном на страны регионов Ближнего Востока, СНГ и Юго-Восточной Азии, искать сбыт на внутреннем рынке в условиях высокой конкуренции и сложностей с финансированием.

Кризис наложился на старый кризис

Однако самый тяжелый кризис разгорается в сфере привлечения кадров. Проблемы тянутся еще с 90-х, когда работа в целом в промышленности перестала быть престижной и конкурентно оплачиваемой. Сегодня на старые нерешенные проблемы наложились новые: последствия демографической ямы, мобилизация, отток иностранной рабочей силы из-за нестабильного курса рубля, огромный спрос на специальности, которых ранее не существовало.

В итоге конкуренция за кадры обострилась как никогда. И металлургическая отрасль в ней – один из наиболее активных игроков. Во-первых, конкуренция сильна на рынках с низким порогом входа. К таким рынкам, например, можно отнести доставку еды или такси, некоторые IT-сегменты, не требующие долгого обучения (а то и вовсе образования) и глубины знаний сотрудника. Кроме того, такая работа зачастую позволяет либо гибко выстраивать свой рабочий день, либо и вовсе работать удаленно, при этом получая примерно ту же зарплату, что и на производстве, меньшими усилиями.

Во-вторых, металлурги конкурируют с другими высокотехнологичными отраслями промышленности, которые активно включились в борьбу за кадры. «Металлург» как собирательный образ, к глубокому сожалению, в представлениях российского общества, а что самое важное – в представлениях молодежи, не является престижной профессией. Чаще всего для человека вне индустрии это все еще исключительно профессия с тяжелыми и вредными условиями труда.

Зачастую уже стереотип. На современных автоматизированных заводах нагрузка на рабочих на самых тяжелых участках значительно снижена. Так, например, на некоторых предприятиях подачей металла в плавильную печь давно занимаются робо-руки, конвейеры и т.д.

Передовые металлургические компании стараются бороться с предубеждениями: пускают на производства блогеров, ведут социальные сети, участвуют в подкастах, где рассказывают о том, как все устроено.

«Бирюзовые» воротнички на смену «синим»

На данный момент работодатели решают проблему с кадрами в индустрии с помощью массового привлечения иностранных граждан из стран СНГ, Азии, Африки. Как правило, таких сотрудников нанимают на работы, не требующие высокой квалификации и знаний. Этот инструмент помогает залатать дыры, но в долгосрочной перспективе имеет ограничения. Это видно уже сейчас. Так, компании начинают сталкиваться с ограничениями: для привлечения сотрудников-иностранцев вводят квоты и другие инструменты законодательного регулирования.

Между тем в свете автоматизации производств бизнес тоже трансформируется и в нем появляется потребность в людях, которые могут «смотреть выше», чем просто выполнять свой основной функционал. В итоге на смену трем «синим» воротничкам придет один «бирюзовый». 

Термин «бирюзовые воротнички» в прошлом году предложил руководитель по управлению непроизводственных функций компании «Сибур» Алексей Зуев, его используют для обозначения сотрудников с современным подходом к деятельности. «Бирюзовые воротнички» – это продвинутый уровень «синих воротничков», тех сотрудников, которые не только выполняют рутинные задачи, но и способны видеть общую картину, могут предложить идеи для реализации проекта или повышения производительности не только на своем участке, а в целом на производстве. Это люди, которые помимо своего рядового функционала могут просчитать экономическую эффективность того или иного проекта, интегрировать в свою работу IT-блоки или нечто иное в зависимости от фундамента своей специальности. Другими словами, такие специалисты обладают helicopter view, взглядом сверху на свою работу и на то, что происходит в компании, в бизнесе, в отрасли в целом. Если 10 лет назад такой «бирюзовый» подход у работника производства был преимуществом, то сейчас в условиях современного оснащения площадок – это необходимость. «Бирюзовые воротнички» не заменят «синих», они будут существовать параллельно друг с другом, однако первые будут работать на высокотехнологичных производствах, а вторые – на тех площадках, которые еще не идут в ногу со временем.

Изменить образ металлурга

Решать проблему нехватки кадров можно не только за счет привлечения специалистов из-за рубежа. В долгосрочной перспективе это не решит всех кадровых проблем и не даст сформировать базу практико-ориентированных знаний: специалисты не будут передавать необходимые навыки и умения новому поколению сотрудников.

Решать проблему необходимо, прежде всего, за счет привлечения в металлургию молодежи. Для этого нужно серьезно поработать с имиджем отрасли: уйти от уже сформированного исторически образа металлурга как человека, который работает в грязных, неэкологичных и очень тяжелых условиях в сторону образа человека в стильной корпоративной форме, который идет работать не с молотком, а с роботом, участвует в значимых проектах, помогает решать глобальные проблемы.

Большинство современных металлургических производств уже действительно соответствуют этому образу, просто молодые кадры об этом не знают. Что может помочь сменить имидж? Например, промышленный туризм, в том числе с привлечением блогеров. Сегодня экскурсии на заводы все более популярны, в том числе среди молодежи. Многие предприятия в регионах присутствия вовлечены в профориентацию школьников. Активно развивается такое направление как инженерные классы, где ученики углубленно изучают технические дисциплины и заодно знакомятся с различными профессиями.

Кроме того, вузы совместно с предприятиями открывают базовые кафедры, где представители производств лично участвуют в подготовке специалистов, работают с молодежью. В целом стоит отметить, что металлурги активно инвестируют в инфраструктуру городов присутствия: участвуют в модернизации социальной инфраструктуры, открывают новые места притяжения молодежи.

Хочется верить, что через небольшой период времени молодые соискатели охотнее станут выбирать металлургические предприятия.

Ссылка на первоисточник
наверх