На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Монокль

597 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    Пора  бы  и о наших потерях  сказать. А  то по  бодрым  вестям  Конашенкова  соз-даётся  впечатление, что  мы  печене...Минобороны сообщи...
  • Сергей Дмитриев
    Надо бы заполнить пустующую нишу бюджетным тандемом "моей системы", со смещённым вправо местом пассажира.Нелады с «Ладой»
  • Сергей Дмитриев
    Для консультаций надо пригласить Чубайса. Такой не подведёт! ( С )«Байкал» все ника...

Либо мы летаем на своих самолетах, либо летим в экономическую пропасть!

На просьбу редакции «Монокля» прокомментировать состояние дел в отечественном авиапроме, работающем над выполнением программы выпуска до 2030 года почти одной тысячи гражданских самолетов разных типов, летчик Александр Фадеев откликнулся целым рядом соображений и фактов

Личный архив А. Фадеева
читайте на monocle. ru

На просьбу редакции «Монокля» прокомментировать состояние дел в отечественном авиапроме, работающем над выполнением программы выпуска до 2030 года почти одной тысячи гражданских самолетов разных типов, летчик Александр Фадеев откликнулся целым рядом соображений и фактов

Закрытие Саратовского авиационного завода, выпускавшего самолеты Як-40 и Як-42, стало настоящей катастрофой для региональных авиаперевозок в нашей стране. По сути, это означало сознательное уничтожение целого сегмента отечественной гражданской авиации — межрегиональных линий, связывавших удаленные уголки необъятной России.

Лайнер Ил-86, несмотря на почтенный возраст, обладал огромным потенциалом. Его планер отличался феноменальной надежностью и большим запасом прочности. Ведь все советские самолеты проектировались с учетом возможных военных действий, чтобы при необходимости использоваться для переброски войск. При должной модернизации, прежде всего - двигателей, Ил-86 мог бы перевозить до 350 пассажиров и верой и правдой служить авиакомпаниям еще долгие годы.

Сомнительные обстоятельства вывода из эксплуатации флагмана нашего авиапрома — Ил-96 — в «Аэрофлоте» наводят на грустные размышления. Похоже, что решение избавиться от этого прекрасного лайнера было продиктовано отнюдь не техническими причинами, ведь правительственный авиаотряд продолжает успешно летать на Ил-96.

Нынешнее состояние легендарного воронежского авиазавода, выпускавшего Ил-86 и Ил-96, не может не вызывать боль в сердце каждого неравнодушного к судьбам отечественного авиапрома. Цеха, еще недавно пульсировавшие жизнью, сегодня пусты и безмолвны. Производство Ил-96 практически остановилось: за последние 4 года был выпущен лишь один (!) самолет.

Это ли не свидетельство целенаправленного, планомерного удушения гражданского авиастроения в нашей стране? Отрасль, которая была предметом нашей гордости, превращена в бледную тень самой себя. И если не принять экстренных мер на самом высоком государственном уровне, мы рискуем окончательно утратить наш богатейший опыт и славные традиции создания лучших в мире самолетов. Пора наконец проснуться и осознать, что собственная авиапромышленность — это вопрос нашего технологического суверенитета и национальной безопасности. Иначе завтра мы рискуем превратиться в страну третьего мира, целиком зависящую от милости зарубежных авиагигантов.

И ведь был же у нас прекрасный самолет Ту-334, практически полностью собранный из отечественных комплектующих! Это был наш шанс обеспечить технологическую независимость и безопасность в стратегически важной сфере гражданской авиации. Но что же произошло?

На тендере по программе создания нового регионального лайнера предпочтение вдруг было отдано проекту «Суперджет». И это несмотря на то, что доля импортных запчастей в нем достигала чудовищных 80%! Разве это укрепление нашего авиапрома и технологического суверенитета? Скорее наоборот — сознательное закабаление и встраивание уязвимостей в жизненно важную инфраструктуру. 

Ту-334 мог стать прорывом и гордостью отечественного авиастроения. Но вместо этого мы получили «импортозависимый» «Суперджет», ставший для нас сегодня, в условиях санкций, настоящим «ящиком Пандоры». Так кому же была выгодна эта рокировка? Кто лоббировал интересы иностранных производителей в ущерб национальным?

Эти вопросы нужно задавать на самом высоком уровне. Ведь речь идет о стратегическом просчете, последствия которого мы пожинаем до сих пор. Если бы ресурсы и усилия были направлены на доводку и производство Ту-334, сегодня наш авиапром чувствовал бы себя куда увереннее. Мы могли бы гордиться по-настоящему своим, российским лайнером, не зависящим от прихотей зарубежных «партнеров».

Горько осознавать, что интересы страны в очередной раз были принесены в жертву чьим-то корыстным интересам и недальновидным решениям. И сколько еще таких упущенных возможностей было в истории нашей авиации? Сколько прорывных проектов было похоронено в угоду сиюминутной выгоде и иностранному лобби?

Печальная судьба Ту-334 - еще одно напоминание о том, что пора положить конец этой порочной практике. Хватит закупать втридорога то, что можем производить сами! Хватит плодить технологическую зависимость там, где у нас есть свои прекрасные разработки! Иначе мы рискуем окончательно потерять то, что веками создавали великие русские авиаконструкторы — славу и гордость нашего авиапрома. Пришло время сделать выбор: либо мы летаем на своих самолетах, либо летаем — в экономическую пропасть!

Своими же руками мы десятилетиями финансировали и поддерживали на плаву авиапром наших зарубежных «партнеров». Вместо того чтобы вкладывать эти колоссальные средства в развитие собственной авиационной промышленности, мы исправно пополняли бюджеты Airbus, Boeing и иже с ними. Россия импортировала гражданские самолеты и вертолеты на многие и многие миллиарды долларов.

И куда же шли эти наши деньги? На новые технологии, исследования, повышение конкурентоспособности зарубежных авиагигантов. То есть, по сути, мы сами оплачивали их развитие и доминирование на рынке. При этом наш собственный авиапром влачил жалкое существование на подачки из бюджета. Новые модели самолетов если и разрабатывались, то в мучительно долгие сроки и с вечной нехваткой финансирования. О каком технологическом прорыве тут можно было говорить?

Но самое страшное — мы ведь добровольно загнали себя в эту унизительную зависимость от иностранных поставок! Сделали свою гражданскую авиацию уязвимой к любым санкциям и прихотям западных политиков. Вот она, расплата за близорукость и некомпетентность тех, кто принимал стратегические решения в этой отрасли.

И что теперь? Годами выстраиваемые связи и цепочки поставок рухнули в одночасье. А ведь предупреждали же эксперты, просили не складывать все яйца в одну корзину, развивать свое производство! Но куда там…

Сегодня, кажется, до многих наконец начало доходить, в какую ловушку мы сами себя загнали. И цена выхода из нее будет непомерно высока. Нам придется в пожарном порядке реанимировать свой авиапром, латать дыры, наверстывать упущенное. А ведь могли бы сейчас иметь современный, конкурентоспособный и независимый от чужих прихотей парк воздушных судов. Если бы не та многолетняя политика и практика, о которой сказано выше.

Горький урок, очень горький. Но будем надеяться, что, хотя бы сейчас, хлебнув санкционного лиха, до власть имущих дойдет простая истина: национальная безопасность и технологический суверенитет - не пустые слова. И закупать втридорога за рубежом то, что можешь производить сам — это не просто расточительность, а прямая угроза будущему страны. Хватит кормить чужой авиапром, пора заняться своим!
 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх