Как и ожидалось, Банк России оставил ключевую ставку на уровне 21%, но предупредил, что вопрос дальнейшего повышения с повестки не снят.
![](https://r4.mt.ru/r25/photo0379/20550358035-0/jpg/bp.jpeg)
Как и ожидалось, Банк России оставил ключевую ставку на уровне 21%, но предупредил, что вопрос дальнейшего повышения с повестки не снят.
«Банк России будет оценивать целесообразность повышения ключевой ставки на ближайшем заседании с учетом скорости и устойчивости снижения инфляции», — предупреждает регулятор в самом начале своего пресс-релиза, а телеграм-каналы из числа преданных «ястребов» ЦБ уже начали писать, что ставка должна быть повышена еще, так как 21% не справляется со сдерживанием экономики. Да, слово «перегрев» из риторики ЦБ ушло, но понятие «отклонение российской экономики вверх от траектории сбалансированного роста» по-прежнему живо и является главным объектом приложения усилий по сдерживанию. Банк России также обновил среднесрочный прогноз, в котором выдал, что с 17 февраля до конца 2025 года средняя ключевая ставка прогнозируется в диапазоне 18,7–22,1% (то есть в какой-то период может оказаться и 22%, и даже выше).
Да, на Неглинной фиксируют, что охлаждение кредитной активности стало «более выраженным», а склонность населения к сбережению все еще растет, но не считают это достаточными условиями для того, чтобы справиться с инфляцией. Как не считают достаточным и ее небольшое замедление в январе и в начале февраля. Годовая инфляция, по оценке на 10 февраля, составила 10%.
Возвращаясь к кредитам: по данным ЦБ, в декабре‒январе розничное кредитование сокращалось — за счет замедления темпов роста ипотеки и снижения портфеля потребительских кредитов. Портфель корпоративных кредитов тоже уменьшился. Тем не менее по итогам 2025 года требования банков к юрлицам должны вырасти, по прогнозам ЦБ, на 8–13% (+18,9% в 2024 году), а вот к населению — всего на 1–6% (+9,7% в 2024-м). Причем преимущественно за счет ипотеки, розничное кредитование граждан бóльшую часть года будет в минусе либо стагнировать.
Трудно сказать, верят ли финансисты грозной риторике ЦБ и обещанию повысить ставку, если что-то пойдет не так. Накануне заседания и акции, и облигации бурно росли на новостях о переговорах и многочисленных заявлениях Дональда Трампа, так что небольшой холодный душ от ЦБ стал лишь удобным поводом зафиксировать прибыль: после решения по ставке рынки пошли вниз. Показательными будут аукционы Минфина России по размещению ОФЗ на этой неделе: на прошлой внезапно для всех крупные банки предъявили спрос на новый госдолг в размере 350 млрд рублей, что позволило Минфину разместить ОФЗ почти на 225 млрд, и это вслед за несколькими неделями вялых размещений — на пару десятков миллиардов. Важный нюанс: то были ОФЗ с фиксированным купоном, и это после многих месяцев, когда избалованные инвесторы хотели от Минфина только флоатеров и ничего больше. Да, по чистому совпадению «сенсационные» аукционы прошли за несколько часов до того, как стало известно о созвоне Трампа и Владимира Путина, но вряд ли дело только в геополитике. Управляющий по анализу банковского и финансового рынков Промсвязьбанка Дмитрий Грицкевич считает, что поддерживать ОФЗ в ближайшее время будут не только тренд на снижение геополитических рисков, но и ожидания смягчения денежно-кредитной политики во втором полугодии.
Свежие комментарии