«VW – это верхушка огромного айсберга», - зловеще пророчит известный политик
читайте на monocle.ru«VW – это верхушка огромного айсберга», - зловеще пророчит известный политик
В середине августа рабочих автозавода Volkswagen (VW) в саксонском городке Цвиккау, на конвейерах которого собирают электромобили, неприятно удивило объявление об отмене ночной смены и, соответственно, увольнении нескольких сотен временных работников.
И предчувствие надвигающихся неприятностей их не обмануло.Статья по теме: В Германии рухнули продажи электромобилей
Через три недели администрация VW объявила, что автоконцерн - впервые в своей почти 90-летней истории - вынужден начать закрывать заводы на территории Германии.
Сенсационное объявление в крупнейшей в Германии производственной компании стало печальной и неизбежной констатацией тяжелой коммерческой реальности и мощным ударом по образу страны как одного из мировых лидеров в автопроме.
Экономика, как всегда, тесно связана с политикой. Цвиккау находится в Саксонии, восточногерманской земле, где на днях прошли выборы. В Саксонии победил Христианско-демократический союз (CDU), а популярная на востоке страны ультраправая партия «Альтернатива для Германии» (AdG) пришла второй, отстав совсем немного. Правящие партии, включая социал-демократов Олафа Шольца, потерпели сокрушительное поражение.
Статья по теме: Германия быстро не всплывет
Шольц несмотря на жесткую критику со всех сторон, включая даже однопартийцев, не так давно заявил, что намерен участвовать в выборах нового федерального канцлера, которые состоятся после выборов в бундестаг в сентябре 2025 года. Очевидно, он рассчитывает на успех, который, как бы странно это ни звучало, все еще возможен. Правда, для этого необходимо какое-нибудь экстраординарное событие.
С учетом нынешних реалий это может быть только новое экономическое немецкое чудо. И, похоже, в некоторых головах оно выглядит как быстрый переход от ориентированного на экспорт и выпуск автомобилей и оборудования производственного сектора к «чистой» экономике, в основе которой будут уже не машиностроение, а высокие технологии, электроника и выпуск чипов для развития искусственного интеллекта. Между тем, ситуация с VW, будучи зеркальным отражением проблем, с которыми столкнулась в последние пару-тройку лет вся немецкая экономика, служит и маркером опасностей на пути попыток рывка к «чуду» по вышеописанному типу.
«Проблемы Volkswagen, конечно, частично вызваны принятием плохих решений руководством компании, но VW также является хорошим примером огромных трудностей, с которыми в последнее время столкнулась Германии как страна, благоприятная для ведения бизнеса, - цитирует Bloomberg известного экономиста Карстена Бржески из ING. - Германия не один год испытывала проблемы с конкурентоспособностью, но сейчас они наглядно проявились в жемчужине немецкой экономики (VW)».
С конвейеров завода в Цвиккау в последние годы ежегодно сходило 247 тыс. электромобилей, а также 12 тыс. кузовов Lamborghini и Bentley. Конечно, на нем уже не один год пытаются снижать затраты, но лишь сейчас впервые заговорили о полной остановке конвейера и закрытии производства.
VW, можно смело говорить, так же, как большинство других крупных европейских автопроизводителей, пострадал от чересчур резкого перехода или, вернее, пока еще лишь попытки перехода от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания на авто, работающие на электричестве, т.е. на электромобили. VW вполне можно назвать «градообразующим предприятием», потому что практически все население, составляющее около 90 тысяч человек, так или иначе связано с автозаводом и автомобилями. Этими проблемами, а сейчас и грядущим закрытием автозавода, во многом объясняется разгром социал-демократов на воскресных выборах в ландтаги Саксонии и Тюрингии.
Автопром – одна из главных отраслей немецкой экономики. Он дает около 4% всей совокупной добавленной стоимости, а с учетом задействованных в нем металлургии и химической отрасли (производство резины) эта цифра увеличивается вдвое.
«Важность автопрома для немецкой экономики в последние годы снижается, но он по-прежнему остается критическим сектором», - объясняет экономист ВЕ Мартин Адеммер.
Автомобили и сейчас являются важной составной частью идентичности немцев и их культуры. Не удивительно, что история VW во многом является историей всей послевоенной Германии, ее взлета, несмотря на те или иные сложности, и превращения в первую экономику континента.
А на рубеже веков VW умело воспользовался в конкурентной борьбе с американским автопромом громадным китайским авторынком. Однако со временем зависимость от среднего класса Поднебесной, с удовольствием ездившего на «мерседесах» и «ауди», начала превращаться из достоинства в проблему.
Конечно, руководство VW виновато в текущей сложной ситуации, но справедливости ради следует вспомнить и о форс-мажорных обстоятельствах типа коронавирусной пандемии и геополитики: как хорошо известно, мнимые друзья Германии попросту и грубо перекрыли ей относительно недорогой российский газ, а от нефти из РФ она вместе со всем Евросоюзом, но не без давления тех же «друзей», отказалась сама.
При этом вопросы к модели немецкой экономики появились еще раньше. Просто сейчас они достигли близкой к критической массы. Это, например, в полной мере относится к многочисленным вопросам к инфраструктуре, которая в условиях хронического недостаточного финансирования обветшала и во многих местах даже пришла в негодность. Кстати, представители бизнеса, согласно многочисленным опросам, чаще всего вспоминают недобрыми словами немецкую бюрократию, которая сильна так же, как и сто лет назад.
Проблемы, копившиеся давно, выплеснулись наружу в двадцатые годы XXI века и достигли сейчас, пожалуй, кульминации. Германию в последние месяцы и годы все чаще вновь так же, как в нулевые годы, называют «больным человеком Европы». Соответственно, сейчас быстро забывается другой, совсем недавний термин – локомотив Европы, которые в последнее десятилетие не раз исправно вытаскивал последнюю из всевозможных кризисов.
«VW – это верхушка огромного айсберга», - зловеще пророчит Йенс Спан, известный политик из находящегося сейчас в оппозиции ХДС.
Настроения в бизнесе и не только, кстати, в нем в Германии сейчас в основном царят пессимистичные, но это, конечно же, не значит, что в стране не осталось оптимистов. В том числе и среди специалистов, включая экономистов, финансистов, политиков. К ним, например, относится экономист Моника Шнитцер.
«Немецкие компании могут остаться успешными, если сумеют воспользоваться современными технологиями и при этом удержат под контролем расходы,- делится она своим рецептом выхода из кризиса.- У Германии все еще имеется много лидеров на самых разных глобальных рынках…». Что ж, осталось преодолеть эти два если - сможет ли это сделать, например, Volkswagen?
Свежие комментарии