На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Монокль

604 подписчика

Свежие комментарии

  • Валерий Фоменков
    Российский Союз Барыг и Жуликов - РСБЖ.Шохин рассказал, ...
  • Александр Жигилий
    Наш идиотизм, предательство, коррупция - все вместе взятое и вот "результат"! Правда, как всегда у этой системы отвеч...В Госдуме рассказ...
  • Mikhail Stepanov
    Да кому нужен этот охреневший жопошник?Пашинян не примет...

«Инвестиции в дизайн приводят к двукратному экономическому росту»

Пришло время подвести экономические итоги года. Индустрия дизайна — не исключение. В конце декабря завершился конкурс дизайн-решений Агентства креативных индустрий и Союза Дизайнеров России «Фабрика дизайна 3.0».

Из личного архива
читайте на monocle.ru

Пришло время подвести экономические итоги года. Индустрия дизайна — не исключение.

В конце декабря завершился конкурс дизайн-решений Агентства креативных индустрий и Союза Дизайнеров России «Фабрика дизайна 3.0».

Этот проект объединяет на одной площадке российский бизнес и талантливых специалистов в сфере дизайна со всей страны для создания новых актуальных продуктов в самых разных сферах производства: машиностроение, робототехника, предметы мебели, городские пространства и другие. Какие решения сегодня наиболее востребованы у бизнеса? Насколько российские производители понимают важность грамотно разработанного дизайна? Успешно ли проходит процесс импортозамещения? На эти и другие вопросы ответил автор-вдохновитель и председатель жюри конкурса «Фабрика дизайна», президент Союза Дизайнеров России Виталий Ставицкий.

— Совсем недавно завершился финальный поток третьей «Фабрики дизайна». Возвращаясь к истокам, как возникла идея проекта? Долго ли шла подготовка к его реализации?

— Мы с Агентством креативных индустрий начали согласование проекта еще в период пандемии. Первая «Фабрика дизайна» была запущена в 2022 году — те перемены, которые произошли в социально-экономической сфере, подтолкнули нас к реализации этой идеи. Изначально проект задумывался как акселератор, но в итоге остановились на формате конкурса с элементами акселератора — привлечением экспертов, наставников и кураторов.

— Каких главных результатов удалось добиться за три года?

— Во-первых, этот конкурс доказал, что у нас достаточно талантливых дизайнеров, готовых отвечать на запросы бизнеса. Во-вторых, мы поняли, что бизнес уже хочет не работать по схеме «купи-продай», а создавать качественно новые сервисы, товары и услуги. Сегодня и у микробизнеса, и у малого бизнеса, и у крупных государственный корпораций есть большой запрос на производство новых продуктовых линеек. Дизайнеры играют в этом процессе важнейшую роль. И нам удалось познакомить бизнес со специалистами в сфере дизайна, которые помогают производителям развивать их проекты.

— Промышленный дизайн родился не вчера. Недавно, например, отмечалось 110-летие со дня рождения архитектора, графика, педагога, доктора искусствоведения и автора книг по художественному конструированию Мариэтты Гизе …

— Промышленный дизайн появился в тот момент, когда случилась первая промышленная революция и возникла необходимость в серийном производстве. Именно она стимулировала потребность в таком специалисте, как промышленный дизайнер. До этого его задачами занимались художники и инженеры-конструкторы. С появлением новой профессии у производителей появилась возможность демонстрировать конкурентные преимущества, плюсы продуктов и товаров, которые они предлагают.

— Несмотря на то что дизайнер и инженер — профессии древние, есть мнение, что промышленный дизайн стал активно развиваться в России только в последние годы.

— Это ошибочное представление. Промышленный дизайн существовал еще до нашего с вами рождения, и вся экономика строилась на труде инженеров, конструкторов и художников. Просто слово «дизайн» в России тогда не употреблялось, но была и техническая эстетика, и инженеры-художники, и конструкторы. Институт ВНИИТЭ создавал в советские времена такие решения, которым сегодня поражаются и западные специалисты. Этот институт предлагал визионерские взгляды на те технологии, которые появились на рынке уже в нынешнем тысячелетии. И советский проект СФИНКС («Суперфункциональная интегрированная коммуникативная система»), разработанный в 1986 году во ВНИИТЭ, по сути стал предтечей современной продукции Apple. Сама компания, кстати, этого совершенно не скрывает и признается, что многое было заимствовано из аналитики, которую делали и в СССР, и в других странах. Концепция корпорации Apple была заложена в некоторых решениях, разработанных уже 40 лет назад.

— В советские времена многие решения были созданы, но не реализованы в серийном производстве…

— Это не столь важно. Главная задача дизайнеров — быть визионерами и создавать товары, которые будут актуальны и сегодня, и завтра. Мы занимаемся глубокими исследованиями в формате research & development. Это систематический процесс, направленный на поиск, изучение и развитие новых идей, технологий, продуктов и процессов, которые приносят пользу бизнесу. Данное направление охватывает различные области, включая фундаментальные исследования и прикладные науки, которые помогают применять полученные знания для решения конкретных задач и разработки новых технологий, а также экспериментальные разработки, включающие создание прототипов, тестирование и усовершенствование новых продуктов, процессов и услуг. Дизайнер — очень сложная, многогранная профессия, которая связана с экономикой, менеджментом, управлением, сервисами, разработками и «упаковкой» тех научных исследований и решений, которые рождаются сегодня и появятся в ближайшем будущем.

— Какие направления дизайна сегодня наиболее востребованы?

— Коммуникации, промышленный дизайн, легкая промышленность, мода. На выходе представителям этой профессии есть чем гордиться. Важно понимать, что это за «зверь» — дизайн, и насколько он могуществен именно как бизнес-инструмент. Для этого и была создана «Фабрика дизайна» — чтобы показать, что дизайнеры могут менять мир, делать его более комфортным. Человек по сути своей ленив, а дизайнеры как раз пользуются этой ленью и создают решения, которые будут удовлетворять спрос.

— Дизайн — это стратегическое вложение для бизнеса?

— Конечно. Все российские и международные исследования говорят о том, что, если компания инвестирует в дизайн, она развивается более эффективно. Инвестиции в дизайн приводят минимум к двукратному экономическому росту. И это только средний показатель. В некоторых случаях он значительно больше.

— Насколько представители российского бизнеса осознают сегодня важность дизайна с экономической точки зрения?

— Очень сложно выходить из эпохи потребления. Ведь модель «купи-продай» очень удобна и не требует дополнительных усилий. Переход к другому формату работы требует изменений в самой системе управления бизнесом. В этом случае весь коллектив той или иной организации должен быть готов к тому, что компания станет инновационной. И в этом случае ее производство переместится, условно, из Китая в Россию. А это серьезные перемены. Сегодня компаниям важно не просто устанавливать высокотехнологичное оборудование, а иметь в штате квалифицированных специалистов, которые смогут на нем работать. Если у компании есть инженерно-конструкторский персонал — это сильнейшее преимущество для бизнеса и как минимум наличие результатов интеллектуальной деятельности (РИДов). РИДы сегодня патентуются, регистрируются и часто превосходят по стоимости производственную базу. Для многих крупных компаний они, пожалуй, составляют основной капитал. И весь цивилизованный мир борется за это. Интеллектуальный потенциал бизнеса с каждой минутой становится все дороже. А учитывая, что русские специалисты невероятно интеллектуальны и исторически имеют огромный опыт в разработках, научных трудах, те результаты, которые они сегодня демонстрируют, — наш конек на ближайшее столетие.

— С какими запросами чаще всего обращаются заказчики на «Фабрику дизайна»?

— В первую очередь, это промышленный дизайн — разработка новых товаров. Второе по значимости направление — все, что связано с коммуникациями и графическим дизайном: навигация, айдентика, логотипы, элементы оформления среды. И третье — это, конечно, сами средовые проекты: интерьерные решения, парки, торговые площадки, кафе, рестораны, детские площадки, облики промышленных кластеров.

— Какие проекты, разработанные участниками конкурса, запомнились вам больше всего?

— Разработки 3D-принтеров, линейка радиаторов для обогрева помещений, интересные решения, связанные со средой, предметы интерьера, транспортные средства разного формата, велотренажеры. На конкурсе по заказу МГТУ им. Н.Э. Баумана была изготовлена даже модель спутника, который должен быть запущен в ближайшее время, а также роботизированная рука-манипулятор. Более 100 соглашений между дизайнерами и заказчиками уже подписано. И это наша главная работа — чтобы сотрудничество между участниками проекта продолжалось на рыночных условиях и после конкурса.

— Какие задачи на сегодняшний день актуальны для российского бизнеса? И как обстоят дела с импортозамещением?

— Процесс идет. Конечно, не так быстро, как хотелось бы, потому что многое приходится делать и разрабатывать с нуля. При этом я всегда говорю, что позиция догонять — очень слабая. В той ситуации, когда у нас отняли любимые продукты и сервисы, нужно не догонять, а предлагать рынку конкурентоспособную альтернативу, принципиально новые решения, которых не было раньше. Производители должны ставить и реализовывать максимально амбициозные задачи. Тогда процесс импортозамещения будет более эффективным. Некоторые боятся, что мы вернемся к советской экономической модели. Но это практически невозможно, да и весь мир понимает это. Мы всеми способами стараемся оставаться в контексте мировой производственной модели, что в первую очередь выгодно бизнесу. А ущемлять его никто не собирается: государству в том числе важно, чтобы он развивался. Главное, чтобы игроки рынка исправно платили налоги. Это способствует и увеличению объема продаж, и росту доли ВВП, в частности от дизайна. Рынок дизайна сегодня очень емкий, на нем работает огромное количество специалистов.

— «Фабрика дизайна» очень быстро стала федеральным проектом. Какие регионы стали самыми активными?

— Действительно, конкурс охватил более 70 регионов России. Конечно, по количеству заявок лидерами стали Москва и Санкт-Петербург — две столицы по понятным причинам являются центрами притяжения, в том числе в индустрии дизайна. Также активно проявили себя города-миллионники — Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск. Сегодня там работает очень много талантливых специалистов. Хотя, в принципе, технологии сегодня позволяют находиться в любой точке страны и мира, заниматься дизайном и хорошо на этом зарабатывать. Путешествуя по России, я обратил внимание, что в последнее время, несмотря на повышенную активность крупных городов, регионы также развиваются. Люди возвращаются на свою малую родину, создают в родных городах бизнес и таким образом поднимают креативную экономику. Это очень здорово. Многие города — от Калининграда до Владивостока — обладают огромным потенциалом. И эта картина сильно отличается от той, которая была еще несколько лет назад.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх