На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Монокль

595 подписчиков

Утилизационный сбор: дождались

Хотя цена растут уже не первый месяц, на послужившую тому причиной индексацию с октября правительством утилизационного сбора. причем весьма решительную, откликнулись повышением ценников не все продавцы

piqsels.com
читайте на monocle.ru

Хотя цена растут уже не первый месяц, на послужившую тому причиной индексацию с октября правительством утилизационного сбора.

причем весьма решительную, откликнулись повышением ценников не все продавцы

За неделю продажи авто выросли на 19,2%

По итогам сентября 2024 года в нашей стране было реализовано 150 879 новых легковых машин, что на 36,7% больше, чем в том же месяце 2023-го, подсчитало агентство «Автостат». А за прошедшие девять месяцев 2024 года в России было продано 1 154 778 новых легковых автомобилей – на 60,9% больше, чем в январе – сентябре прошлого года. 

Статья по теме: Китайский автопром зарабатывает на российской лени

Статья по теме: Продажи автомобилей в России побили 10-летний рекорд

Средняя стоимость нового автомобиля в России по итогам сентября несколько уменьшилась – на 2,3% относительно августа и составила 3,56 млн рублей. По сравнению с сентябрем прошлого года средняя стоимость сократилась на 286 тыс. рублей. Об этом сообщили «Известия» со ссылкой на  аналитиков «Авто.ру Оценка».

Согласно данным «Автостата», средняя цена подержанного легкового автомобиля в сентябре 2024 года составила 1 млн 475 тысяч рублей. Показатель снижается уже седьмой месяц подряд. Так, по сравнению с августом он снизилась на 0,7% или на 11 тысяч рублей. При этом впервые за очень долгое время этот показатель уменьшился и в годовом сравнении: по отношению к сентябрю 2023-го падение составило 3,4% или 52 тысячи рублей.

Между тем, с 30 сентября по 6 октября 2024 года в России было продано 56051 новое автотранспортное средство. Это является наибольший показателем после 2022 года. Прежний”рекорд” был установлен в последнюю неделю сентября (с 23 по 29 число), когда было реализовано 47015 единиц новой автомобильной техники. 

Таким образом, за одну неделю продажи автотранспортных средств в нашей стране выросли на 19,2%. И это коснулось всех сегментов рынка. Так, реализация легковых машин увеличилась на 18,6% до 49438 шт.; легких коммерческих автомобилей (LCV) – на 27,8% до 3003 шт.; грузовиков – на 19,4% до 3289 шт.; автобусов – на 43,3% до 321 шт. 

На автомобили есть, как видно, активный спрос. А некоторую его даже горячность эксперты единодушно объясняют индексацией утилизационного сбора, от которого логично ждут толчка для стоимости автомобилей. Собственно говоря, он там запрограммирован.

Если бы еще был и толчок для их производства! Причем подлинно своих, а не клонов с российскими лишь шильдиками. Впрочем, и российских автомобилей производится все больше, но доминирующими их позиции на национальном рынке не назовешь.

Что же касается утилизационного сбора, то о планах его ввежения было известно заранее, сначал по слухам, затем уже точно, и его ждали, цены подрастали, продажи тоже, опять ждали, ждали, и дождались.

«Повышение не всегда зеркально размеру увеличения утильсбора»

По итогам 2024 года производство автомобилей в стране может превысить 900 тысяч штук, полагает Николай Переславский, руководитель отдела экономических исследований CM Service. С января по август 2024 года в Россию было импортировано 578,8 тысяч новых легковых автомобилей.

За прошедшие 9 месяцев 2024 года в России было продано 1 154 778 новых автомобилей с учетом имеющихся запасов, отмечает он. При этом 49,5% продаж приходится на российские марки. 

В сентябре Министерство промышленности и торговли утвердило постановление о поэтапном увеличении утилизационного сбора на машины и спецтехнику. Оно вступило в силу с 1 октября 2024 года. Утилизационный сбор платят за все машины: и за те, что производят в России, и за те, что ввозят из-за рубежа. 

Сумма утилизационного сбора определяется базовой ставкой и коэффициентом, последние зависят от характеристик транспортного средства и категории плательщика. Их размер определяет Постановление Правительства № 1291 от 26.12.2013 г. в редакции Постановления Правительства РФ от 31.01.2024 г.

С 1 октября ставка повышена сразу на 70—85%. Далее, до 2030 года ее будут поднимать ежегодно на 10—20%.

То есть, для массового сегмента легковых автомобилей с объемом двигателя от 1 до 2 литров, приобретенных для перепродажи, размер утилизационного сбора выросла с 306 тыс. до 556 200 руб. и в дальнейшем будет расти ежегодно. 

«Новые легковые автомобили иностранных марок, которые ввозят в Россию, начали дорожать уже с августа месяца. В новых иномарках, ввозимых после 1 октября 2024 года, утилизационный сбор будет включен в стоимость. Падения цен не предвидится. Покупать автомобиль, ввезенный из-за рубежа в Россию, к 2030 году станет экономически нецелесообразно», — говорит Николай Переславский.

Цены на машины выросли, и это продолжается уже не первый год, рассказывает Михаил Коптев, коммерческий директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго». Влияет на ситуацию, по его словам, несколько факторов: санкции — многие автопроизводители столкнулись с проблемами в поставках;  инфляция, проблемы с перевозками, а также рост курса валют, все это в той или иной степени повлияли на себестоимость производства. К этим факторам добавилось ожидание утилизационного сбора. 

«Некоторые дилеры уже обновили ценники и, судя по ним, повышение не всегда зеркально размеру увеличения утильсбора. Он введен с октября, по моим предположениям цены будут расти на протяжении нескольких месяцев, пока на стоке у дилеров остаются уже ввезенные автомобили. Ситуация на авторынке зависит от многих факторов,  в том числе от экономической ситуации в стране и от политики автопроизводителей», — говорит Михаил Коптев.

Рост цен на автомобили будет постепенным и выборочным, подтверждает Екатерина Каталина, кандидат экономических наук — на 10-15% к концу 2024 года. «Учитывая общие тенденции, высокую ключевую ставку ЦБ, геополитическую обстановку, снижение цен вряд ли случится. Однако, мы видим, что продажи автомобилей всё ещё остаются высокими, и если вы собираетесь купить машину, лучше сделать это сейчас, пока утильсбор не достиг своего рекорда», — полагает она.

«Резкого обновления прайсов в октябре текущего года ждать не стоит»

В преддверии повышения утилизационного сбора некоторые автопроизводители стали повышать стоимость своих моделей, закладывая в розничные цены грядущие издержки, подтверждает руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «Альфа-Лизинг» Анастасия Байбароша. Например, к началу октября все комплектации кроссовера CS55 Plus стали стоить на 100 тыс. рублей дороже, но их можно приобрести в рамках специального предложения на 80 тыс. рублей дешевле. На все версии Chery Tiggo 7 Pro Max также обновились прайсы: стоимость возросла на по 50 тыс. рублей, но прямая скидка от производителя в размере 100 тыс. рублей все еще действует.

При этом, рассказывает эксперт, некоторые бренды пока никак не отреагировали на рост утильсбора. Так, до конца октября все комплектации седана BAIC U5 Plus и кроссовер BAIC Х35 можно приобрести со скидкой  375 тыс. рублей. То есть от 1 705 тыс. рублей и от 1 875 тыс рублей соответственно. А в сентябре текущего года семь марок из КНР и России повысили стоимость своих моделей, а две, напротив, снизили. В число первых вошли марки JAECOO, Belgee, Chery, GAC и Sollers. Снизили цены на свои авто WEУ и EXEED. 

Несмотря на рост цен на новые автомобили, они не перестают пользоваться спросом среди россиян, подтверждает Анастасия Байбароша. Например, в августе 2024 года реализовано на 35% больше новых авто, чем в аналогичном месяце 2023 года, в сентябре рост продаж составил 36% по сравнению с сентябрем прошлого года. Даже в октябре (с 30 сентября по 6 октября), после повышения утилизационного сбора, россияне приобрели более 56 тыс. новых авто, в том числе, легковых, грузовых, коммерческих авто, автобусов на 18-43% больше, чем в последнюю неделю сентября текущего года. Тогда продажи новых авто превзошли показатели 2022 года. 

Что касается наших автомобилей, то производство транспортных средств и в условиях наложенных на РФ санкций ежегодно растет. Например, по итогам семи месяцев текущего года производство отечественных транспортных средств увеличилось на 55% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 

По итогам первого полугодия 2024 года Китай нарастил объемы экспорта автомобилей в Россию в денежном эквиваленте почти на 35,5%, примерно до 6,2 млрд долларов, что обеспечило КНР лидерство в импорте новых авто в нашу страну. Что касается параллельного импорта, то доля ввезенных с его помощью авто по итогам мая 2024 года составила всего 8,5%, тогда как в прошлом году такие автомобили занимали 14% российского авторынка.

Если говорить о представителях немецких и японских автопромов, то их доли на рынке незначительны. Из ввезенных параллельным импортом 134 700 иномарок в мае 2024 года они составили 20% и 17% соответственно. 

Повышение утилизационного сбора окажет серьезное влияние на автомобили премиальных брендов, которые ввозятся при помощи параллельного импорта, так как для них действует повышенный тариф утилизационного сбора. Но и авто массового сегмента с объёмом двигателя более трёх литров также станут дороже, так как для них коэффициент утильсбора увеличатся в 2 раза, даже в случае, если машина ввозится для личного пользования. 

Индексация утилизационного сбора станет причиной увеличения стоимости автомобилей, импортируемых в Россию. Однако резкого обновления прайсов в октябре текущего года ждать не стоит, считает Анастасия Байбароша. Скорее всего, предполагает она, российский рынок ожидает постепенное увеличение цен на новые автомобили: до конца 2024 года на 10-15%. Сдерживать рост позволят складские запасы дилеров, где еще есть авто, приобретенные до индексации утильсбора, что выражается и в специальных предложениях.

Например, на сегодняшний день приобрести с выгодой до 490 тыс. рублей можно модели Changan. Кроме того, в сентябре текущего года Минпромторг возобновил действие программ льготного кредитования на покупку новых автомобилей, поэтому приобрести авто со скидкой в 20% могу представители сфер здравоохранения и образования, участники СВО и их близкие, россияне с ограниченными возможностями и другие социально незащищенные категории граждан.

Российский авторынок входит в эпоху планового, директивного удорожания, когда рост цен становится не прихотью участников рынка, а его законодательно запрограммированной сутью, считает доктор делового администрирования (MBA/DBA) по юриспруденции и по экономике и управлению Роман Синицын. В этом есть определенное благо предсказуемости, особенно для долгосрочных бизнес-стратегий. Но для конечных потребителей, увы, это означает неизбежное удорожание личного автотранспорта. 

С другой стороны, шанс укрепить свои позиции получают отечественные автопроизводители за счет ценовых преференций. Ну а государственная казна определенно пополнится за счет утильсборов. Хотя, по справедливости, эти деньги неплохо было бы вернуть в автопром для его модернизации и повышения конкурентоспособности. Но это уже тема для отдельной дискуссии.

Так что, повторяет эксперт, российский авторынок вступает в новую эпоху - эпоху стабильного планового роста цен вслед за утильсбором. В парадигме рынка смещаются роли и приоритеты. Выигрывает тот, кто заранее готов к переменам и встроен в новую систему координат. А потребителю остается принять новую реальность и, возможно, пересмотреть свои автомобильные планы и мечты. Автомобиль, при всей своей дороговизне, остается символом свободы передвижения. А за свободу, как водится, приходится платить. Такова плата за проезд к новым горизонтам автомобилизации нашей необъятной Родины.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх