Виталий Нарышкин, главный конструктор самолета МС-21 рассказал об итогах первого полета МС-21 с авиационными системами российского производства и о том, в чем их преимущество перед иностранными аналогами

Виталий Нарышкин, главный конструктор самолета МС-21 рассказал об итогах первого полета МС-21 с авиационными системами российского производства и о том, в чем их преимущество перед иностранными аналогами
Первый полет импортозамещенного МС-21 состоялся в конце апреля.
Как сообщалось, на нем было заменено порядка 80 иностранных авиационных систем и агрегатов, что позволяет авиастроителям при создании самолета не зависеть от импортных поставок. Об итогах этого полета и планах на предстоящие полеты рассказал главный конструктор МС-21 Виталий Нарышкин. Видеоверсию интервью можно посмотреть в ТГ-канале «Авиадиспетчер».Статья по теме: Мс-21 даст «воздушный бой» «боингам» и «эйрбасам»
— Виталий Юрьевич, скажите, пожалуйста, насколько вы удовлетворены результатами первого полета? Уже был разбор полетов, вы услышали от летчиков итоги. Какова ваша оценка?
— Оценка у меня самая высшая. Самолет и все его системы в полете себя показали замечательно, оправдались все ожидания, не было никаких отказов. Это был труд большого коллектива специалистов, как нашего КБ, так и Иркутского завода, и всех наших смежников, и нам удалось это сделать. В первом же полете самолет показался прекрасно.
— Какие системы в составе этого борта заменены?
Статья по теме: Ульяновский завод начал производить титановые детали для самолёта МС-21
— Этот самолет уже нами позиционируется как импортозамещенный. В первую очередь хочется отметить, что на этом самолете стоят наши отечественные двигатели ПД-14, хотя он с ними летал уже от рождения, но сейчас они у него остались. Мы здесь заменили очень важную систему электроснабжения, сложнейшую систему, от которой зависит работа всех систем самолета.
Наша система электроснабжения отличается от всех других отечественных самолетов и многих западных, кроме самых последних, тем, что она у нас интеллектуальная. Она сама может реконфигурироваться при каких-то отказах, она позволяет делать стопроцентную самодиагностику. Все это позволяет, с одной стороны, быть уверенным в надежности этой системы и безопасности эксплуатации самолета, с другой стороны, в случае каких-то выявленных дефектов, позволяет оперативно, быстро, без долгих поисков устранить недостаток на земле. Система нового поколения, у нас в стране такую систему еще никто не делал, ни на каких самолетах подобная система не применялась. Кроме того, за счет того, что она построена на компьютерах, на мозгах, я бы сказал, она по сравнению с традиционной релейной системой, примерно где-то в два раза меньше по габаритам и раза в полтора меньше весит. Это весовое и объемное преимущества мы реализовали в полной мере на этом самолете.
— А что касается ее надежности, отказобезопасности?
— За счёт того, что она умная, что она переконфигурируется, что она многоканальная, её надёжность и отказобезопасность на высочайшем уровне.
Очень важно, что на этом самолёте заменено практически всё бортовое радиоэлектронное оборудование. Радиосвязь, навигация, системы посадки, всё это уже стоит отечественное, всё это себя в полёте показало с самой лучшей стороны, не вызывало никаких замечаний.
Кроме того, уже на борту у нас практически отечественная гидросистема: все агрегаты отечественные; система кондиционирования воздуха вся отечественная. Ну а многие другие агрегаты у нас изначально были отечественные: у нас было свое шасси, у нас были свои мониторы. Так что мы постепенно делаем самолет полностью российским.
— Это большой конструкторский и инженерный вызов?
— Я считаю, то, что у нас была возможность, и нам дали задание сделать отечественный самолет, это очень хорошо и очень полезно. Это способствует росту кадров, как у нас, так и у наших смежников, даёт толчок технологиям и производственным, и исследовательским, и всем, и всем. Поэтому наш самолёт — это вершина большой-большой работы по импортозамещению. Мы, по сути дела, воссоздаём нашу авиационную промышленность, приборную промышленность, такой какой она была в советское время — на мировом уровне и не зависела ни от кого. Мы сейчас выходим, я считаю, на тот же уровень и будем делать свои системы, свои самолеты ничуть не хуже западных.
— Если говорить о кооперации, скажите, пожалуйста, кто, что делал для этого самолета?
— Планер клепал Иркутский авиационный завод. Композитное крыло делал «Аэрокомпозит» (Ульяновск). Двигатели — ОДК-Пермские моторы, пермский «Авиадвигатель». Основную часть комплекса БРЕО поставляла РПКБ (Раменское). Радиосвязное оборудование это у нас «Прима», Нижний Новгород. Система управления самолетным оборудованием, УКБП, Ульяновск. То есть у нас вся страна задействована в кооперации, все работали на этот самолет.
— Если в целом посчитать, сколько людей работало для того, чтобы сегодня этот полет состоялся? Сколько предприятий по стране?
— В постройке этого самолета было задействовано больше 20 тысяч человек. А предприятий более 200.
— Какие планы в дальнейшем по сертификационным испытаниям, по заводским испытаниям, по подъему следующей машины?
— Значит, этот самолет у нас предназначен для сертификационных испытаний. У него будет, я надеюсь, недлительная программа заводских доводочных испытаний, чтобы довести все системы до рабочего состояния и приступаем к сертификации. То есть сертификационная работа будет выполняться в отношении тех импортозамеченных систем, которые уже на нем стоят.
Вдогонку ему сейчас в постройке находится следующая наша машина, 13-я. Она будет уже полностью импортозамещенная, и на ней будем закрывать те сертификационные работы, которые не удастся закрыть на этой машине.
— Скажите, пожалуйста, ключевые системы, влияющие на самолетовождение, на безопасность, на летучесть самолета, они уже в составе этого борта?
— Ключевая система, которая в первую очередь влияет на летучесть самолета, на его управляемость и безопасность, это система управления. Она у нас изначально было отечественная, разработки МИА, с нашими алгоритмами, с алгоритмами ЦАГИ. Привода были французские, но на следующей машине уже будут привода отечественные Павловского завода, так что она будет полностью отечественная.
— Есть разница: работать с иностранными поставщиками или работать с российскими?
— С российскими всегда работать приятнее. Мы говорим на одном языке, мы думаем одинаково, хотя справедливости ради, надо сказать, что у западных партнеров очень многому пришлось научиться. У нас разные подходы были изначально, и много полезного можно было у них взять. Это тоже способствовало росту нашего интеллектуального потенциала, нашего КБ.
— МС-21 будет конкурентом Boeing 737 и Airbus 320. А будет ли он с точки зрения комфорта, с точки зрения технологичности конкурентом мировым лидерам?
— С точки зрения комфорта мы их далеко обогнали. У нас самый просторный фюзеляж. Пассажирам, которые оценивают, насколько им удобно сидеть, этот самолет понравится однозначно.
Технологичность какая? В изготовлении, в эксплуатации... Мы стараемся, чтобы в эксплуатации для авиакомпаний этот самолет ничуть не уступал «боингам» и «аэрбасам».
Свежие комментарии