Кристин Лагард снижает процентную ставку третий месяц кряду. Этим же фарватером и даже еще быстрее следует Швейцария и, кстати, Канада.

Кристин Лагард снижает процентную ставку третий месяц кряду. Этим же фарватером и даже еще быстрее следует Швейцария и, кстати, Канада.
Европейский центральный банк (ЕЦБ) помогает европейским экономикам подготовиться к возвращению к власти Дональда Трампа. Второй президентский срок Трампа неумолимо приближается. Его первый срок в Белом доме и риторика в ходе избирательной кампании даже с поправкой на то, что предвыборные заявления и обещания политиков следует делить надвое, все же заставляют европейцев и не только их готовиться к волатильности и неожиданностям.
Статья по теме: Европа готовится к тарифам Трампа
«Многое должно проясниться в ближайшие месяцы», - оптимистично заявила глава ЕЦБ Кристин Лагард журналистам после заседания Совета управляющих банка, явно имея в виду, что экономическая и иная политика Дональда Трампа на посту 47 президента США в определенной мере прояснится уже в считанные недели и месяцы после его инаугурации 20 января.
А вчера вечером главные финансовые новости пришли из Франкфурта и Берна, где находятся штаб-квартиры центральных банков еврозоны и Швейцарии (SNB) соответственно.
Если ЕЦБ подтвердил прогнозы и понизил процентные ставки на ставшие уже традиционными для главного европейского банка четверть процента, то швейцарский центробанк под руководством Мартина Шлегеля, прямо скажем, удивил снижением ставки сразу на полпроцента.В 2024 году это четвертое снижение ставки главным европейским банком и, к слову, третье подряд. Депозитная ставка в еврозоне сейчас составляет 3%, базовая ставка — 3,15%, а маржинальная кредитная ставка — 3,4%.
Статья по теме: Мировая экономика: первые ласточки снижения ставок
Лейтмотивом монетарной политики, проводимой главой ЕЦБ Кристин Лагард сейчас и явно сохраняемой как минимум в начале следующего года, являются ее слова о том, что «направление текущего движения (ЕЦБ) очевидно» и не нуждается в особых комментариях. Как пишут авторитетные издания типа Bloomberg и Financial Times, с большой долей вероятности можно прогнозировать, что ЕЦБ продолжит снижение процентных ставок и на январском и мартовском заседаниях.
«Сейчас ставка в Европе просто не может не снижаться,- цитирует Bloomberg главного экономиста Allianz Людовика Субрана. - Основной вопрос: как далеко они (ЕЦБ) зайдут. Правда, существует риск, что ЕЦБ могут вынудить снижать ставку быстрее и сильнее, чем они делают это сейчас».
Большинство экспертов ставят на продолжение постепенного снижения ставки на 0,25%, но при этом не исключают и более радикальных снижений, скажем, на 0,5%, если понадобится.
Людовик Субран также уверен, что возвращение Трампа увеличит проблемы, с которыми столкнулась Европы.
«Европейским экономикам приходится сейчас разбираться со множеством внутренних вызовов, - говорит он. - Тарифы, которыми угрожает Трамп, только ухудшат ситуацию».
Главы центробанков многих стран не скрывают, что вектор их монетарной политики в конце года определяют события в Америке. Второй президентский срок Дональда Трампа потенциально может начаться с торговых войн, которыми избранный президент угрожает едва ли не всему свету. При этом он не делает исключений никому, включая даже соседей и ближайших союзников. Показательна реакция канадского центробанка, который на угрозе ввода американских тарифов на канадские товары снизил 11 декабря процентную ставку сразу на 0,5%.
ЕЦБ, как следует из заявлений руководства банка, явно хотят показать, что больше не намерены сдерживать экономику. Экономисты ЕЦБ считают, что в 2025 году экономика еврозоны подрастет на 1,1%. Причем, Кристин Лагард подчеркнула, что не исключает корректировку прогноза в сторону понижения. Кстати, последний прогноз развития на следующий год был ненамного, но все же выше – 1,3%.
По мнению многих экономистов, например, Ника Куниса и Билла Дивини из ABN Amro, американские тарифы станут для еврозоны дефляционным шоком. Поэтому не удивительно, что в большинстве прогнозов сейчас говорится, что ЕЦБ к концу 2025 года, скорее всего, снизит ставку до 1,75%. Причем, существует мнение, что даже такого радикального снижения ставки может оказаться для европейской экономики недостаточно.
Свежие комментарии