Правительственные экономисты прогнозируют Германии в этом году спад на 0,2%
читайте на monocle.ruПравительственные экономисты прогнозируют Германии в этом году спад на 0,2%
Большую часть XXI века экономисты и соседи смотрели на Германию с восхищением и завистью, потому она преодолевала экономические бури с завидной легкостью, наживалась на торговле с развивающимися экономиками и одновременно при этом расширяла и усиливала своих промышленных гигантов.
Однако сейчас картина полностью изменилась. То, что раньше помогало немцам обходить соседей и конкурентов, сейчас превратилось в бремя, а многочисленные кризисы показали, что в правительстве работают далеко не гении экономики и бизнеса.Статья по теме: Германия перестала быть хорошим местом для металлургии
Согласно новому рейтингу Fortune 500 Europe немецкие компании еще продолжают доминировать в списке крупнейших европейских компаний, но это никак не помогает ответить на вопрос: что случилось с Германией?
В Fortune 500 Europe - 2024 80 немецких компаний, суммарная прибыль которых в 2023 году составила 3,2 трлн евро, пятую часть всего рейтинга. Со стороны может показаться, что Германия укрепила свое доминирующее положение на континенте в качестве экономического локомотива.
Крупнейшей компанией в Старом Свете по доходам в прошлом году стал Volkswagen, который обошел британского нефтегазового гиганта Shell. В первой десятке ФРГ также представляют BMW и Mercedes-Benz. Однако в рейтинге показана статистика за прошлый год. В этом же году, т.е. в следующем рейтинге, немецкое представительство в рейтинге наверняка уменьшится. Причем, существенно.
Да, и в этом рейтинге не все так хорошо, как может показаться с первого взгляда. К примеру, несмотря на рост прибыли всех участников списка на 5,2%, суммарная прибыль немецких компаний в 2023 году снизилась на 2,6%.
Правительственные экономисты прогнозируют Германии в этом году спад на 0,2%, что, впрочем, лучше прошлогоднего показателя, равного 0,3%. В последнее время в стране все более популярной становится фраза известного немецкого экономиста Карстена Бржески из ING Research.
«Все, что могло пойти не так, так и сделало – пошло не так»,- заявил он, комментируя нынешнее положение Германии.
Экспорт в Китай, главного торгового партнера ФРГ, значительно снизился, а импорт энергоресурсов – вырос. Германия столкнулась как с циклическими, так и со структурными вызовами.
Промышленность составляет 18,4% немецкой экономики. Для сравнения: в соседней Франции доля промышленности в экономике вдвое ниже – 9,5%, а в Великобритании – 8,4%. В большинстве экономик по мере их развития и роста доля промышленности снижается, но у Германии все иначе.
Почти половину ВВП ФРГ дает экспорт, который стал главным локомотивом немецкой экономики. Однако сейчас и с экспортом большие проблемы. Причем, в том числе и в Китае, где сейчас невысокий спрос у населения и очень сильная конкуренция со стороны местных производителей.
Снижается экспорт и по причине растущего протекционизма. Пример обмена тарифами между США и Китаем оказался заразительным. Сейчас примеру Вашингтона и Пекина следуют все больше стран. От этого страдают страны-экспортеры типа Германии.
Важное место в проблемах, с которыми столкнулась сейчас Германия, играет энергия, на которой работает производственный сектор страны. На рубеже веков в ФРГ было решено отказаться по соображениям безопасности от атомной энергии. Германия оказалась в полной власти российских нефти и газа, от которых Берлин после 24 февраля 2022 года тоже отказался. Что же касается замены – возобновляемых источников энергии, то темпы их развития сильно оставляют желать лучшего. В результате дефицита энергии энергетическая составляющая в расходах при занятии бизнесом стала очень высокой. Немецкая экономика начала все больше отставать в конкурентоспособности. Главным последствием всех этих и многих других проблем стали банкротства и закрытия предприятий и компаний и даже перенос производства туда, где заниматься бизнесом легче и дешевле. Главным образом, за океан, в Америку. В итоге рецессия в производственном секторе, которая длится уже 2,5 года, и деиндустриализация первой экономики Европы.
«Немецкая экономика опоздала на поезд инноваций и модернизации,- объясняет Карстен Бржески.- Если взглянуть на последние 4-5 лет, то все больше становится очевидным, что у Германии сейчас трудный период, то, что называют «потерянным десятилетием».
Проблема Германии еще и в том, что у нее нет конкурентного преимущества в отраслях с высокой добавленной стоимостью. Германия в самом низу рейтинга по применению современных технологий. Для сравнения: в 2014 году ФРГ была на шестом месте в Рейтинге стран по глобальной конкурентоспособности (IMD). В прошлом году она откатилась в этом рейтинге на 22 место!
Еще одной структурной проблемой является проблема стареющего населения и нехватки работоспособного населения.
С учетом всех перечисленных и неперечисленных проблема экономисты подсчитали, что ВВП Германии в среднесрочной перспективе будет прибавлять по 0,5% в год. До пандемии этот показатель составлял 1,3%.
Лучиком света во мраке и жемчужиной в короне немецкой экономики в последние годы оставался знаменитый немецкий автопром, который давал 4% ВВП страны, но в этом году проблемы начали и у него. Не исключено, что немецкие автопроизводители теряют китайский рынок
Германии необходимы структурные реформы, если она хочет оставаться первой экономикой Европы. Однако провести их в нестабильной политической обстановке, которая сейчас переросла в полномасштабный политический кризис, крайне трудно.
Не способствует оздоровлению и восстановлению немецкой экономики и геополитическая обстановка. Конфликты на Ближнем Востоке и на Украине для Германии как страны-экспортера очень невыгодны. За океаном в Белый дом возвращается Дональд Трамп, который угрожает ввести 10-20-процентные тарифы на весь импорт в США, включая немецкие автомобили.
Утешает немцев, очевидно, то, что несмотря на все трудности немецкая экономика по-прежнему остается самой большой в Европе.
«В прошлом Германия показывала, что способна преодолевать кризисы и структурные реформы,- говорит Карстен Бржески.- Существует высокая вероятность того, что Германия проснулась слишком поздно, но она остается первой экономикой Европы. В стране все еще относительно хорошая инфраструктура, поэтому у нее сохраняется потенциал стать через 10 лет сильнее, чем сейчас».
Свежие комментарии