Минпромторг затеял инвентаризацию реестра продукции, получившей статус российской. Компаниям придется ежегодно докладывать о продажах и производстве под угрозой исключения из списка

Минпромторг затеял инвентаризацию реестра продукции, получившей статус российской. Компаниям придется ежегодно докладывать о продажах и производстве под угрозой исключения из списка
Принятое еще в 2015 году 719-е постановление правительства устанавливает критерии, по которым продукция может быть признана российской.
Членство в реестре Минпромторга обеспечивает производителям приоритет в госзакупках, а также налоговые льготы и преференции. За десять лет действия постановление не раз видоизменялось, а с введением антироссийских санкций в 2022 году требования по локализации ужесточились. Таким образом Минпромторг пытался минимизировать зависимость российской экономики от импорта. На деле компании все равно сталкиваются при госзакупках с иностранными конкурентами.Статья по теме: У маркетплейсов в России появилась реальная альтернатива
Что изменится?
Необходимость ежегодно предоставлять отчеты о произведенной и отгруженной продукции, «в отношении которой сформирована реестровая запись», была прописана в 43-м пункте и в предыдущей версии постановления. Однако непредставление данных не влекло за собой никаких последствий для предприятия, и были те, кто его просто не выполнял. Сейчас Минпромторг намерен выделить это требование в отдельный подпункт 41-го пункта. В нем перечислены условия, при возникновении которых предприятие исключается из реестра. Таким образом, если компания данные не отправит вовремя, к нему можно применить санкции — исключить из реестра.
Ведомство собирается отслеживать всю информацию о происхождении комплектующих товаров, имеющих статус «российских». Это делается для того, чтобы, выходя на госзакупки, производители не пытались «обмануть систему» и снижать себестоимость за счет иностранных комплектующих.
Ужесточая контроль за исполнением требований по локализации, Минпромторг решил одновременно снизить административную нагрузку, а заодно уменьшить расходы производителей. Второе изменение в 719-е постановление касается срока включения сведений о промышленной продукции в реестр. Его решено увеличить с трех до пяти лет. Сейчас включение в реестр обходится компаниям в 85 тыс. рублей, а последующая переоценка — в 72,3 тыс. рублей. Таким образом, «члены клуба» будут реже платить первоначальный взнос.
Бизнес под прицелом
В большинстве опрошенных «Моноклем» компаний говорят, что изменения носят формальный характер, а требование ежегодно сдавать отчеты о производстве и продажах было и раньше, выполнялось ими неукоснительно и без лишних напоминаний.
Тем не менее то, что государство увеличивает срок действия записи в реестре до пяти лет, для бизнеса безусловный плюс. Сбор пакета документов один раз в пять лет — существенное облегчение администрирования процесса, говорит генеральный директор корпорации «Технониколь» Владимир Марков. Сами «вступительные взносы» в реестр член комиссии по ЦФА Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Александр Вайс называет «незначительными» для крупного бизнеса.
В компании «Плант» (производитель запасных частей к грузовой и прицепной технике из города Миасс Челябинской области) считают, что отчеты «никакого труда не представляют». Более того, представитель «Планта» Денис Мозжерин предлагает составлять такие отчеты и по контрагентам: «Допустим, прицепной завод отчитался о покупке определенного количества комплектующих, нужно, чтобы это подтвердил и изготовитель. И продажа должна осуществляться только от производителя, без посредников». Благодаря такой отчетности произойдет чистка реестра от участников, которые попали в него по формальным признакам, считает Мозжерин.
Александр Вайс полагает, что для чистки реестра и защиты добросовестных российских производителей одних отчетов недостаточно. Он напомнил о скандале вокруг компании «РС Групп» в конце 2023 года, когда в госсектор по госзаказу были поставлены системные блоки ПК на сумму свыше 100 млн рублей, состоящие из иностранных комплектующих. Хотя на экспертизу в ТПП был представлен экземпляр с отечественными компонентами.
Зависимость присутствия в реестре только от отчетности делает процесс непрозрачным, данные на бумаге могут не соответствовать реальности, замечает Владимир Марков. «Региональные ТПП при выдаче сертификатов проводят выездной аудит производств, сопоставляя данные из документов с фактическим положением вещей. Такая процедура более эффективна», — говорит он.
Одновременно компании опасаются излишней бюрократизации предлагаемого механизма. «Есть риск, что весь процесс превратится в бюрократический оборот отчетов. На наш взгляд, более эффективно проверять там, где есть риск нарушений, а не всех производителей. Для проверки всех отчетов и поиска несостыковок потребуется колоссальный ресурс», — говорит Владимир Марков.
Сам процесс включения в реестр требует от бизнеса значительных временных затрат и включает подготовку обширного пакета документов. По словам Маркова, в среднем процедура занимает два–четыре месяца с учетом работы с филиальной сетью. Финансовые затраты связаны с оплатой услуг ТПП. И если у юридического лица несколько филиалов, необходимо получить отдельные сертификаты ТПП для каждого из них. Затраты могут составить до 500 тыс. рублей на юрлицо. «Но стоит отметить, что благодаря автоматизации процесса и возможности подачи документов через ГИСП (Государственная информационная система промышленности. — “Монокль”) процедура существенно облегчена по сравнению с периодом, когда мы подавали все документы в бумажном виде», — заключает руководитель «Технониколь».
Исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) Иван Покровский считает, что эффективнее всего было бы увязать информационную систему государственных закупок с реестром ГИСП и получать оттуда сведения о продукции, пользующейся преференциями. «Но пока принято решение нагрузить компании дополнительной отчетностью», — сетует он.
В условиях конкуренции
Между тем импортозамещение не всегда оказывается успешным. Совладелец ГК «Ростсельмаш» Константин Бабкин ранее заявлял, что проект создания производства трансмиссий «Новая динамика» в Ростове-на-Дону не имеет коммерческого смысла из-за невозможности конкурировать с автозапчастями из Китая и Японии. Так, металлическая заготовка для шестерни в России стоит в три с половиной раза дороже, чем в Китае. Хотя завод «Новая динамика» уже запущен, его создание обошлось «Ростсельмашу» в 10 млрд рублей. По словам Бабкина, не только «Ростсельмаш» столкнулся с ситуацией, когда «локализация невыгодна». В похожем положении производители осей для прицепов (см. «Локализация налетела на ось из Поднебесной», «Монокль» № 6 за 2025 год).
К тому же компании регулярно сталкиваются с иностранными конкурентами, как в ходе государственных, так и коммерческих торгов. Например, компания «Квант» с производственными площадками в Зеленограде и Воронеже прекратила выпуск Irbis — единственного отечественного телевизора со статусом «российского товара». «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо гендиректора «Кванта» Михаила Етонова пишет, что компания не выдержала конкуренции с иностранными брендами на госзакупках. Связаться с представителями «Кванта» не удалось.
В Минэкономразвития Воронежской области «Моноклю» подтвердили, что выпуск телевизоров на воронежской площадке предприятия прекращен. Одновременно ООО «Синоквант», одним из учредителей которого является зеленоградская компания, утратило статус резидента особой экономической зоны «Центр» под Воронежем. На этой площадке «Синоквант» намеревался наладить выпуск ЖК-телевизоров. Стоимость проекта оценивалась в 1,8 млрд рублей.
По некоторым данным, «Квант» просто не нашел финансирования под этот проект. Из-за неисполнения обязательств по проекту Минэкономразвития Воронежской области направило иск о взыскании с «Кванта» 5 млн рублей штрафа и 140 тыс. рублей пени. По данным картотеки арбитражного суда, всего компания из Зеленограда выступает ответчиком по 14 арбитражным делам на сумму 2,3 млрд рублей.
На производственной площадке в Зеленограде «Квант» собирает ЖК-телевизоры известных брендов. Доля отечественных компонентов в производстве незначительная, в основном компания работает с поставщиками комплектующих из Китая, следует из ее презентации на сайте.
«На коммерческих торгах предпочтения, как правило, отдаются продуктам с иностранными комплектующими из-за конкурентной цены», — замечает Иван Покровский.
Бесполезные детали
По мнению Покровского, решение увеличить срок действия записи в реестре с трех до пяти лет, конечно, позволит снизить нагрузку на регуляторов, но не решает проблему разночтений и противоречий, которые накопились в нормативной базе.
Дело в том, что распределение баллов по технологическим операциям и комплектующим зачастую не отражает ни их вклада в формирование стоимости оборудования, ни значения для развития промышленности. Например, для включения в реестр российского происхождения телекоммуникационному оборудованию требуется использовать российские микросхемы. Но какие и для реализации каких функций — не уточняется.
Поэтому некоторые участники реестра просто ставят микросхемы, которые не берут на себя никаких функций. Другие выбирают микросхему для вспомогательных цепей, третьих в реестре просто нет, хотя они разрабатывают и производят оборудование в России, потому что микросхемы для коммутационных функций или обработки сигналов у нас недоступны, объясняет исполнительный директор АРПЭ.
«В вычислительной технике баллы начисляются пропорционально числу российских модулей. Здесь также проще всего добавить самые простые модули, иногда даже бутафорные, чтобы набрать баллы и не разрабатывать основной функционал», — говорит Покровский.
Например, применение аккумуляторной батареи российского производства дает 10 баллов. В серверном оборудовании, ПК и встроенных системах аккумуляторных батарей обычно нет. Но требование Минпромторга может стимулировать производителя устанавливать бесполезную для пользователя батарею.
АРПЭ предлагала систематизировать требования, в 2021 году была даже согласована методика в рабочей группе при Минпромторге. «Но эта работа была прервана, и за основу принят подход подстраивать требования под интересы нескольких крупнейших игроков», — сообщил Покровский.
Необходимо также учитывать, что одна и та же продукция продается на регулируемых и нерегулируемых рынках. То есть компания может работать с государственными заказчиками, используя преференции 719-го постановления, и одновременно с коммерческими фирмами, где необязательно соответствовать определенному уровню локализации.
Условно один и тот же сервер можно выпускать с использованием иностранных и российских комплектующих. Продукт будет тот же самый, уровень локализации — разный. Если Минпромторг интересуется отчетностью о продажах, то компаниям, которые реализуют свою продукцию на разных рынках, придется думать, как это разделить между собой.
«Ситуация такая, что большинство торгов проходит вообще без конкурса. Заказчик заранее знает, что он купит продукцию конкретного производителя, предопределил ее конкурсными требованиями. В этом случае никто не будет рисковать. Производитель просто не будет предъявлять права на преференции за использование компонентов российского происхождения», — считает Иван Покровский. Регулирование формируется несистемно, и управлять им становится все сложнее. Наслоение множества требований, за каждым из которых часто стоят конфликтующие группы интересов. У Минпромторга и ТПП не хватает ресурсов отслеживать эти процессы, подытоживает он.
Свежие комментарии