На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Монокль

597 подписчиков

Свежие комментарии

  • Vitaly Arkhipov
    Когда правительство перестанет выкачивать средства из всех регионов для Москвы , тогда она займет истинно свое место ...Москва возглавила...
  • Виктор Минин
    Коношенков - срочно на фронт!Минобороны сообщи...
  • Владимир Алтайцев
    Пора  бы  и о наших потерях  сказать. А  то по  бодрым  вестям  Конашенкова  соз-даётся  впечатление, что  мы  печене...Минобороны сообщи...

«Боингу» подрезали крылья

Корабль Starliner признан непригодным к пилотируемому спуску на Землю. Пока он не может конкурировать с российскими «Союзами» и американскими Crew Dragon в доставке экипажей на МКС

ТАСС Вскоре после старта на Starliner началась утечка гелия и аномалии в работе двигателей, а также возникли проблемы с кислородным клапаном. Изначально полет экипажа был рассчитан на восемь дней, но он длится уже три месяца и растянется еще на полгода. Это рекорд по вынужденным задержкам людей на МКС
читайте на monocle.ru

Корабль Starliner признан непригодным к пилотируемому спуску на Землю. Пока он не может конкурировать с российскими «Союзами» и американскими Crew Dragon в доставке экипажей на МКС

Случившееся еще 6 июня ЧП на околоземной орбите — отказ пяти маневровых двигателей испытательного корабля Starliner, разработанного компанией Boeing, при стыковке с Международной космической станцией — наконец разрешилось. 24 августа на пресс-конференции представители NASA заявили, что капсула полетит на Землю пустой, а тестировавшие ее астронавты Барри Уилмор и Сунита Уильямс задержатся на орбите до весны (то есть проведут на МКС восемь месяцев вместо запланированных восьми дней) и вернутся на Землю на Crew Dragon компании SpaceX в феврале 2025 года. Стало также известно, что в ходе «технических дискуссий» у NASA и Boeing возникли разногласия: корпорация настаивала, что обратный полет на Starliner безопасен для астронавтов. Но решение принято не в ее пользу.

Статья по теме: Первые камни с «темной» стороны Луны упали на Землю

Напомним, Starliner — один из ключевых космических проектов Boeing. Этот корабль наряду с Crew Dragon был создан в США по заказу NASA как альтернатива российским «Союзам», которые с 2011 года, после закрытия программы шаттлов, стали монополистами по доставке экипажей на МКС.

Но если SpaceX Илона Маска выполнил задачу — с ноября 2020 года его многоразовые «Драконы», чередуясь с «Союзами», регулярно возят смены на околоземную орбиту, — то Boeing так и не взял нужную высоту. Сроки испытаний Starliner многократно переносились из-за неполадок, а когда корабль с экипажем наконец взлетел, выяснилось, что он не слишком надежен и ранее выявленная проблема с утечкой гелия, которую инженеры называли несущественной, может оказаться отнюдь не безобидной.

За 27 часов, пока корабль добирался до МКС, были зафиксированы целых три такие утечки, а на подлете бортовой компьютер принял решение отключить 5 из 28 двигателей — впрочем, четыре из них впоследствии удалось вернуть в строй. Со второй попытки капсула пристыковалась к станции.

Далее начались закономерные проверки поведения корабля в нештатных ситуациях — в частности, воспроизведение стыковки на Земле и повторные огневые тесты двигателей. В связи с этим отстыковку, которая была назначена на 14 июня, сначала отложили на несколько дней, затем, сославшись на незавершенные испытания, перенесли на неопределенный срок, а в начале июля руководство NASA объявило, что верит в Starliner, но рассматривает и вариант спуска застрявших на МКС астронавтов на Crew Dragon.

По брифингам агентства и корпорации было ясно, что консенсуса в вопросе использования Starliner для возвращения экипажа у сторон нет. Несмотря на то что земная проверка показала исправность 27 из 28 двигателей корабля, первопричина отказа пяти двигателей во время полета так и не была определена, и эксперты сочли риск выхода из строя большего количества двигателей на пути домой достаточно высоким.

«Не думаю, что с теми неисправностями, которые были выявлены, отстыковка от станции представляла бы большую проблему, — комментирует ситуацию директор Института космических исследований РАН Анатолий Петрукович. — Другое дело, что дальше следуют критические операции: схождение аппарата с орбиты, его стабилизация под правильным углом перед входом в атмосферу. Неверные движения здесь могут привести в лучшем случае к нерасчетной посадке — например, там, куда спасательным службам будет трудно добраться. А если капсула войдет под нерасчетным углом и начнет вращаться, вероятна авария. Поскольку у агентства не было уверенности по поводу причины отказа двигателей, решили не рисковать».

ТАСС: Во избежание рисков Starliner отправят на Землю без экипажа. Судьба проекта во многом будет зависеть от того, насколько благополучно корабль долетит до конечной точки маршрута

Неутешительный вердикт NASA для Boeing по замене корабля в американской прессе называют очередным позором авиагиганта, репутация которого сегодня и без того серьезно пострадала из-за череды конфузов с гражданскими самолетами и нескольких внезапных смертей оппонентов, разоблачающих корпорацию в судах.

Масла в огонь подлил и Илон Маск, заявив в своей сети X, что авиастроительная компания никогда не будет доминировать в космической среде, как автопроизводители не смогли доминировать в воздухе. И кроме его Crew Dragon безопасно доставить астронавтов на МКС и обратно может только Россия.

Впрочем, пока речи о выходе Boeing из космической одиссеи не идет. NASA изначально выступало за наличие двух американских кораблей для ротации экипажей на МКС, и у агентства есть еще несколько крупных контрактов с корпорацией по лунной программе и Международной космической станции. Но сертификация Starliner теперь наверняка будет отложена, и Boeing придется организовать еще один испытательный полет. А это выльется в многомиллионные издержки, которые, впрочем, и сейчас достаточно велики: только по данному проекту перерасход компании составляет 1,6 млрд долларов.

Что же касается «севших на мель» астронавтов, то они не в обиде. Директор по летной эксплуатации NASA Норман Найт сообщил журналистам, что Уилмор и Уильямс полностью поддерживают решение агентства и готовы продолжать миссию сколько потребуется. Такова романтика космических будней. Напомним, в декабре 2022 года случился серьезный инцидент с российским кораблем «Союз МС-22»: из-за разгерметизации его системы охлаждения два космонавта и один астронавт задержались на МКС на полгода и вернулись на Землю дополнительным рейсом «Союз МС-23».

Несмотря на интенсивное развитие космической отрасли и совершенствование средств доставки на орбиту, вояжи за пределы земной атмосферы остаются дорогим удовольствием (средняя стоимость одного запуска достигает 100 млн долларов), и пока ни у кого нет возможности отправлять рейсы к МКС по первому требованию, как такси.

На 2025 год запланирован еще один важнейший космический экзамен — испытательный полет российского многоразового пилотируемого корабля «Орел», который с 2009 года разрабатывает РКК «Энергия». Изначально он должен был прийти на смену «Союзам» и автоматическим кораблям серии «Прогресс». Первый запуск «Орла» был намечен на 2015 год, а первый штатный полет — на 2018-й. Но затем корабль решили сделать универсальным — с модификациями, позволяющими работать как на стационарной орбите, так и на Луне. «Орел» сможет находиться в автономном полете до 30 суток, а в составе орбитальной станции — до года. Вместимость нового аппарата — четыре человека при полете на станцию и шесть — при возвращении обратно. Запуск предполагается с космодрома Восточный на ракете «Ангара».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх