На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Монокль

603 подписчика

Свежие комментарии

  • Evgeni Velesik
    "Жадность фраера сгубила". Пора учится жить автономно!Нефть дешевеет на...
  • Taurus Zmei
    А чё ГОСТы и СНиПы отменили, гуляй ВасяСтроительные норм...
  • Сергей Храмов
    Век малой авиации в России заканчивается из за большого расхода топлива и его цены. Суета вокруг Байкала говорит о ту...Малая авиация под...

Как построить фабрику счастья?

Faberlic проходит санкционные препятствия, но при этом успешно покоряет новые рынки. Десятилетия работы в условиях хронического кризиса закалили компанию — и нынешние трудности она почти не замечает!

предоставлено компанией Faberlic
читайте на monocle.ru

Faberlic проходит санкционные препятствия, но при этом успешно покоряет новые рынки.

Десятилетия работы в условиях хронического кризиса закалили компанию — и нынешние трудности она почти не замечает!

Представьте, что у вас производство, где создается три тысячи наименований потребительской продукции. У каждого вашего продукта своя рецептура, разработанная на основе конкретных компонентов из Европы, заменить которые практически невозможно. Если вы меняете хотя бы один компонент, то необходимо менять и всю формулу. У каждого средства свое назначение: важны формат, состав, консистенция, цвет, запах. У каждого — своя упаковка, с производством которой тоже не все так просто. Масштаб ежемесячного выхода у каждого вида продукта отличается от другого на два порядка, а это требует невероятной гибкости процессов, а значит, и очень высоких требований к логистике, расчетам и поставкам «точно в срок».

И, конечно, чтобы успешно конкурировать с аналогичными производителями из других стран — Европы, Турции или Кореи — необходимо соответствовать не только международным стандартам ISO и GMP, но и, конечно, отечественным ГОСТам и СанПиН. Безусловно, для этого необходимы самые производительные станки из Италии, Германии или Кореи.

А потом наступает 2022 год и санкции. Один за одним в черные списки Минфина США попадают российские банки, и вот вы уже не можете рассчитываться за поставки сырья. Каждый месяц сотни наименований сырья, необходимого для вашего производства, попадают в списки запрещенных к поставкам. А потом и ваша компания попадает в санкционные списки, из-за чего отключается доступ к западной IT-инфраструктуре, на которой висят все коммуникации, верстка, кадры.

предоставлено компанией Faberlic:

И кажется, что бизнес, так сильно ориентированный на импорт и экспорт, должен споткнуться и полететь в тартарары. А если ваша компания спотыкается, но не падает, а встает в стартовую стойку спринтера и берет разбег, кардинально обновляет ассортимент на новых рецептурах от новых поставщиков компонентов, оперативно испытывает всю новую продукцию, осваивает новые ниши, на досуге ремонтирует изнашивающееся оборудование, перестраивает операционные процессы, внедряет новую IT-архитектуру, меняет бизнес-стратегию экспансии с Европы на Азию и Латинскую Америку и при этом нисколько не теряет качество… То, вероятно, этот бизнес находится в России и его название — Faberlic.

за 2024 год выручка компании вышла на исторический максимум, составив 29,7 млрд руб.

Фабрика красоты

Находясь на складе сырья, где хранятся тысячи наименований каких-то порошков, компонентов, жидкостей, название которых сложно даже выговорить, и держа в руках конечную продукцию — крем, тушь или зубную пасту в красивой блестящей упаковке, всегда думаешь: это магия. Как можно из вот этого пылящего, сыпучего, чего-то неприглядного в бочках и мешках сделать вот это — продающее само себя и несущее такую пользу потребителю?

Потом, когда находишься рядом со станком или конвейером, часто испытываешь легкое ощущение разочарования: как будто фокусник раскрыл свой секрет. И вдруг все оказывается так просто: здесь смешали и сварили, сюда переместили, расфасовали в упаковку, по коробкам — и в путь, по всему миру.

Магия любого производства объясняется рутинным, автоматизированным процессом. За этой простотой скрываются десятки и сотни тысяч отлаженных, построенных и, по своей сути, элементарных операционных процессов. Однако, чтобы все это работало как часы, нужно набить миллионы шишек, пройти через массу проб и ошибок. Но именно этот оркестр точно выверенных параллельных и последовательных действий в общем-то и есть производственное предприятие. И конечно, любое влияние извне может очень быстро вывести из строя этот точно отлаженный процесс.

И производство Faberlic — это не черный ящик, куда загружается сырье, а на выходе получается шампунь или крем. Его основная сложность — в необходимой гибкости. Сложных технологичных линий здесь не так много: всего в пределах пяти десятков. Но за счет применения различных рецептур и компоновок удается выпускать тысячи различных наименований продукции.

На окраине Бирюлева

Уже 20 лет основная промплощадка Faberlic расположена на юге Москвы, в Бирюлево, на территории бывшей типографии. Здесь, на площади 35 тысяч квадратных метров, 600 рабочих ежедневно производят тысячи наименований продукции, так сильно полюбившейся россиянам. Согласно статистике, ежегодно под маркой Faberlic выпускается более 200 млн единиц продукции. По данным исследования Ipsos Comcon «Российский индекс целевых групп», в нашей стране продукцией Faberlic регулярно пользуются около 8 млн семей!

Впрочем, сеть Faberlic не ограничивается только Россией. Бренд представлен в странах СНГ, а с недавнего времени — и в Европе, и в Азии. До введения санкций Faberlic работал в нескольких странах Европы, а на 2022 год была стратегия развития рынка США. «Ввиду изменившихся условий стратегия поменялась. Часть европейских стран закрылась, но часть, например Турция, еще жива», — говорит заместитель генерального директора по производству Екатерина Сазонова. Сейчас Faberlic к 13 уже освоенным рынкам добавляет выход на страны Южной Америки, Китая и Малайзии.

предоставлено компанией Faberlic:

На московской площадке расположены четыре ключевых производства компании. Во-первых, это бытовая химия, включающая средства для стирки, уборки дома, мытья посуды. Во-вторых, декоративная косметика — туши, тени, помады, лаки и т. д. В-третьих, основная категория, лежащая в основе деятельности компании — «кислородная косметика»: кремы, тоники, маски, сыворотки и средства гигиены и ухода за телом и волосами. И, наконец, четвертое направление — производство полимерной упаковки, выпускающее тюбики для будущих кремов.

В целом же ассортимент Faberlic насчитывает 20 категорий товаров, в числе которых парфюмерия, декоративная косметика, средства для ухода за лицом, пищевые добавки, одежда, обувь и многое другое. Часть таких производств (например, парфюм) передана на контракт. В то же время сам завод Faberlic, имея современное и эффективное промышленное оборудование, привлекает сторонние бренды на контрактное производство на собственных мощностях.

Несмотря на свою широту, ассортимент Faberlic очень динамичный: за год обновляется около половины товарного ряда. «Нет ни одного месяца на производстве, когда бы не выпускались новинки. Минимум — 20 артикулов в месяц. Но это зависит от сезона. Перед новым годом и гендерными праздниками новинок бывает до 25% от ассортимента», — отмечает Екатерина Сазонова. Объемы по разным наименованиям отличаются на порядки: если антивозрастной крем для век может выпускаться по 15 тысяч штук ежемесячно, то гель для душа — до 300 тысяч в месяц, а средства для чистки духовок и плит — и вовсе до полмиллиона упаковок.

Голубая кровь для мировой экспансии

Faberlic был основан в 1997 году. В то время лидерами на рынке были зарубежные компании Oriflame, Avon, Mary Kay. Но выпускники МГУ Алексей Нечаев и Александр Даванков решили не заниматься перепродажами чужих продуктов, а создать собственное производство. Они приобрели патент на наружное использование препарата перфторан — советского ноу-хау. Эта особая эмульсия, способная переносить кислород, использовалась в качестве заменителя крови, и в народе новый препарат назывался «голубая кровь» – из-за его характерного цвета.

В реестре фармацевтических препаратов он зарегистрирован как кровезаменитель. Однако впоследствии оказалось, что перфторан обладает целым рядом положительных клинических эффектов. Его применяют в разных областях медицины, например, в ургентных ситуациях, когда требуется немедленное замещение крови (это шок, острые кровопотери, инсульты, инфаркты, тромбоэмболии). Перфторан применяют для лечения сердечно-сосудистой системы, в акушерстве и гинекологии, травматологии, стоматологии. В офтальмологии — для лечения серьезных проблем со зрением. В дерматологии им лечат флегмоны лица и шеи, кожные инфекции, акне (причем в самой тяжелой стадии), дерматиты, экземы, псориаз и многое другое.

Это и натолкнуло на мысль попробовать применить препарат в косметологии. На его основе были созданы кислородосодержащие кремы, с которыми компания и вышла на рынок под брендом «Русская линия».

предоставлено компанией Faberlic:

Однако для выхода на рынок важно было не только удачно использовать конверсионные технологии, но и подобрать время. Кризис 1998 года создал идеальные условия для скачка российского амбициозного стартапа: из-за резкого обвала курса рубля внутренний рынок буквально освободился от засилия импорта. Иностранные производители косметики сократили поставки и свернули рекламу.

Взрывной рост продаж на фоне бурного подъема российской экономики не только создал идеальные условия для освоения внутреннего рынка, но и подогрел амбиции основателей для выхода на внешние рынки, что, кстати, для того времени было еще одним дерзким шагом. В 2001 году компания сменила название. По словам Нечаева, переименование понадобилось в связи с выходом на иностранные рынки, где требовалась ранее не зарегистрированная торговая марка с благозвучным названием. После этого началось постепенное освоение все новых и новых стран — вначале стран СНГ, потом Европы и Азии. Именно тогда и начала формироваться компания в том инновационном и динамичном виде, который мы знаем сегодня. К 2005 году Faberlic стала крупнейшей российской косметической компанией на территории СНГ и Балтии.

Впрочем, кризис — это хроническое состояние для российской экономики после 2008 года. Но каждое обострение (и в 2014 году, и в 2020 году, и, конечно, в 2022 году) компания встречала не как угрозу, а как новую возможность — и всегда выходила из него обновленной и растущей. Например, уже в 2015 году Faberlic выпустил коллекцию женской и детской одежды. В 2016 году компания, имея хорошую сбытовую сеть и узнаваемость, вышла сразу на несколько смежных рынков: дизайнерских аксессуаров, бижутерии, медицинских аппаратов. А ответом на кризис 2020 года стал выпуск нового поколения кислородной косметики и поглощение французского производителя косметики и парфюмерии BioSea.

Поэтому и 2022 год не стал шоком для Faberlic. «На краткосрочном промежутке в 2022 году мы, безусловно, увидели просадку в продажах. Но это падение сменилось бурным ростом российского рынка. В то же время была информация о том, что с российского рынка уходят все европейские бренды. Но, естественно, в полном объеме этого не произошло. Конечно, никто не хотел освобождать отечественный рынок», — замечает Екатерина Сазонова.

Санкциями по производству

«Собственник оказался под санкциями — и это автоматически довольно сильно повлияло на компанию. Санкции заставили Faberlic отказаться от поставок компонентов из Европы и заменить их на сырье из Китая и Индии», — говорит Екатерина Сазонова. На косметическом рынке технологический процесс сильно завязан на сырье и его качестве. Переход от одного поставщика к другому — это не быстро. «В мире есть сырьевая база: европейская и китайская. И это совсем не аналоги. Нет такого, чтобы один из компонентов, недоступный в Европе, можно было спокойно взять в Китае и не менять остальные компоненты. Как показала нам жизнь, менять приходится полностью рецептуру. А после этого необходимо все продукты тестировать заново», — отмечает Екатерина Сазонова.

Есть нюансы и с индийскими поставками. «Ни для кого не секрет, что стабильность качества индийского сырья может сильно скакать в отличие от европейского. Это больше касается красящей декоративной косметики. Мы подбирали поставщика, проводили тестирование, все было хорошо, потом закупали первую промышленную партию, а она заметно отличалась от тестовых образцов. Так что мы по всем этапам операционной цепочки получили много новых знаний, умений и опыта», — рассказывает Екатерина Сазонова.

Тяжелый период адаптации к санкциям удалось очень быстро преодолеть. «У собственника изначально, когда он создавал компанию, да и все время после, качество стояло во главе угла. То есть не было такого, что давайте сделаем плохой, зато дешевый продукт. Нет. Задача всегда была и остается делать качественные продукты по доступной цене. Конечно, эта задача может показаться противоречивой. Но если умеешь находить баланс, а наша компания это умеет, то всегда удается сделать качественно и недорого. Например, в 2022 году мы снимали много продуктов с продаж, теряли выручку, но никогда не выпускали недотестированную и недопроверенную продукцию, заменив компоненты», — вспоминает Екатерина Сазонова.

Тестированием, созданием новых рецептур и разработок в Faberlic занимается собственная лаборатория. Это отдельный, большой инновационный кластер — научное и творческое ядро бизнеса, которое ежегодно создает более 250 уникальных формул. Благодаря собственному Центру научных разработок компания обладает 34 патентами.

Просто тушь

Одним из последних вызовов, на который Faberlic срочно пришлось искать ответ, стал вопрос производства туши для ресниц. Исторически сложилось так, что этот продукт закупался на итальянских фабриках, а в России происходила лишь фасовка и упаковка. Санкции и ограничения в трансграничных платежах заставили заняться и этим вопросом.

«Были уже многочисленные попытки внедрить свое производство туши, но мы всегда останавливались, потому что не имелось большой экономической целесообразности: это не гигантский завод, снабжающий половину косметического рынка мира», — отмечает Екатерина Сазонова.

Однако разработка туши давалась нелегко. «Тушь, которую мы разработали, проходила очень жесткие и длительные этапы тестирования: не только физико-химические, микробиологические, но и потребительские», — говорит Екатерина Сазонова.

Производство любого потребительского продукта сегодня — сложный технологический и маркетинговый процесс. Во-первых, когда разрабатывается рецептура, сначала тестируется сам продукт: как он ведет себя с точки зрения стабильности, затем происходит тест на совместимость с упаковкой: не происходит ли реакции между компонентами. Есть и другая проблема: «Например, вы разработали крем, он у вас довольно густой, а упаковываете вы его в баночку с пипеткой. Потребитель, получая такой крем, не может извлечь его из банки или же у него остается половина банки недоиспользованной», — делится Екатерина Сазонова. Поэтому, как правило, продукция отправляется на тестирование с несколькими вариантами упаковки.

Но самое важное — производитель должен убедиться, что косметика не испортится в течение срока годности. Для этого ее месяцами выдерживают в термошкафах. А после всего этого она еще проходит и транспортный тест: не нарушается ли упаковка при перевозке.

«Важно было выпустить недорогой, но при этом очень качественный продукт, иначе он долго не проживет. Если хоть немножко просаживается по качеству — отправляем рецептуру на доработку. Тушь проходила не меньше трех-четырех кругов полноценных тестирований», — вспоминает Екатерина Сазонова.

В итоге высота была взята: с конца прошлого года Faberlic продает тушь собственного производства. Компания получила крупный российский рынок, стабильное, контролируемое качество, при этом цена оказалась даже ниже, чем при закупках в Италии.

Интересно, что на разработку туши Faberlic получил субсидию Минпромторга. «Мы открытая компания, поэтому с госструктурами взаимодействуем довольно часто. Да, когда мы работаем с государством, это действительно большой объем бюрократии. Но оно того стоит. Субсидия от Минпромторга — это чуть ли не единственная оставшаяся в стране возможность получить живые деньги. Не субсидию по процентам на какой-то банковский кредит, а просто живые деньги. Учитывая текущие ставки на кредиты, это очень важно», — рассуждает Екатерина Сазонова.

Без почты и каталога

Цифровые решения пронизывают весь бизнес-процесс Faberlic. На производстве из-за широкого ассортимента и рецептур достаточно много ручного труда. Однако все процессы строго контролируются «большим братом». Благодаря этому удается добиться высокого качества производства, оптимальной загрузки, кардинально снизить брак и заметно повысить производительность труда. Это особенно важно в условиях острого дефицита кадров в стране и их дороговизны в Москве, где расположена фабрика.

На производстве Faberlic рецептуры строго прописаны, а добавка каждого компонента идет после сканирования работником штрихкода, привязанного к конкретной партии. «Все данные живут в 1С, все сотрудники в цехах работают по строгим регламентам». Сквозной цифровой контроль за сырьем, исполнением рецептуры и фасовкой позволяет держать стабильное качество. В случае брака оперативно реагируют и купируют распространение такой продукции, быстро находят сбои в системе и приостанавливают производство.

И вот, в мае 2022 года Faberlic за один миг потеряла доступ к своим ресурсам в Microsoft Office 365 — поставщик без предварительного уведомления отключил компанию от сервиса, несмотря на оплаченную подписку. На этом программном обеспечении были завязаны ключевые бизнес-процессы: связь между производством, сбытом и службами, печатные каталоги, переписка с поставщиками сырья, корпоративный портал и многое другое.

«Мы начали замещать IТ-инфраструктуру продуктами российских производителей с 2014 года и с тех пор практикуем создание "запасных аэродромов". Как только появлялся российский аналог, мы сразу пробовали его протестировать и понять, можно ли на него перейти с западного продукта, — вспоминает Валерий Капленко, генеральный директор ООО «Эксперт» — IT-компании Faberlic. — Тогда в России уже начались первые случаи отключения корпоративных сервисов, и нашей задачей стал поиск доступных и качественных вариантов замены. Сегодня нам удалось уйти от зарубежных решений примерно на 95%».

В современном мире невозможно заниматься хоть какой-то деятельностью без цифровизации: она кардинально повышает управляемость и эффективность. Особенно это важно в динамичном массовом производстве продукции потребительского сегмента. Коммуникации — особенно важная сфера для Faberlic, так как основной канал продаж — огромная сеть высококвалифицированных консультантов. Каждого из них компания должна обучать, проводить тренинги, презентации новых продуктов, планерки и отчетные мероприятия.

«Мы запустили e-commerce-магазин в 2012 году, когда не везде еще был широкополосный интернет. С этого времени все наши дистрибьюторы-консультанты оформляют заказы в нем, а не через сервисные центры», — рассказывает Валерий Капленко. Сегодня оцифрованы все бизнес-функции, прямо или косвенно связанные с IТ: e-commerce, бизнес-приложения и сервисы, документооборот, коммуникации и т. д. И основная задача, безусловно, — поддержка основного бизнеса Faberlic.

Быстро адаптировавшись к санкциям, сегодня Faberlic переживает новую волну подъема. Планы на ближайшее время — выход на новые рынки в странах Южной Америки. Так, уже началась торговля в Мексике, скоро появятся и другие страны. Российская компания, начинавшаяся как адаптация советских конверсионных технологий, сегодня покоряет мир своими качественными и недорогими товарами, которые так любят миллионы потребителей из самых разных стран.

Ссылка на первоисточник
наверх