«В России будет развиваться только высокомаржинальная швейка, производство одежды для массового спроса уйдет в страны Юго-Восточной и Средней Азии» — таков прогноз развития швейной отрасли в России, который дал президент Союзлегпрома Андрей Разбродин на прошедшей недавно выставке «Интерткань».

«В России будет развиваться только высокомаржинальная швейка, производство одежды для массового спроса уйдет в страны Юго-Восточной и Средней Азии» — таков прогноз развития швейной отрасли в России, который дал президент Союзлегпрома Андрей Разбродин на прошедшей недавно выставке «Интерткань».
Начиная с 2022 года, когда после ухода международных брендов на российском рынке начали активно развиваться одежные компании, спрос на швейные мощности в стране резко вырос, особенно это касалось фабрик и цехов, которые могут отшивать модный ассортимент. Деиндустриализация швейной отрасли в предыдущие годы и катастрофический дефицит кадров привели к тому, что отрасль оказалась оснащена далеко не самым современным и высокотехнологичным оборудованием, а зарплаты швей выросли в разы: сегодня хорошая швея в регионах получает не менее 150 тыс. рублей в месяц. На фоне ухудшения общей экономической ситуации: введения НДС, роста ключевой банковской ставки, невозможности купить современное оборудование и т. д. — себестоимость производства внутри страны стала неподъемной для растущих российских компаний, и они начали активнее размещать заказы на производство в других странах: Китае, Бангладеш, Шри-Ланке, Киргизии, — где себестоимость производства существенно ниже. Событием, которое потрясло рынок, стало закрытие ведущей российской компанией «Глория Джинс» двух своих больших швейных фабрик в Ростовской области и перенос в целом всего производства компании в страны Азии. Заметим, что до этого «Глория Джинс» несколько десятилетий отшивала бóльшую часть своих коллекций в России, развивала собственную производственную базу. В итоге, по словам г-на Разбродина, в 2024 году заказы на пошив в России сильно сократились и даже появились недозагруженные швейные мощности. Более того, в ближайшее время не исключены банкротства предприятий, подобные произошедшим в обувной отрасли. Напомним: в прошлом году в России закрылось сразу несколько обувных производств, в том числе фабрика с многолетней историей челябинской компании «Юничел». Обувщики не выдержали конкуренции с азиатским импортом. Теперь та же участь ожидает швейную индустрию. Тем более что вокруг России создаются подходящие для этого условия. Например, в Киргизии в прошлом году резко вырос объем заказов на пошив одежды от российских брендов: в стране был введен льготный режим для швейной отрасли, китайские компании инвестировали там в создание швейных мощностей (как в Бангладеш и в Шри-Ланке: половина новых швейных производств — китайские), страна не только мобилизовала собственное население в швейную отрасль, но и привлекла дешевую рабочую силу (точнее, китайцы привезли вместе с инвестициями) из стран Юго-Восточной Азии: Бангладеш, Шри-Ланки и других. Создание аналогичного массового производства в России потребует огромных усилий и инвестиций.
Другой наш партнер, Узбекистан, тоже активно наращивает усилия внутри страны по созданию полной технологической цепочки — от выращивания хлопка до производства готовых изделий. У него есть важное преимущество перед другими странами — наличие собственного сырья, что кардинальным образом влияет на формирование себестоимости продукции. Заметим, что 40% узбекского экспорта товаров легпрома сегодня идет в Россию.
Даже Белоруссия, которая, в отличие от России, сохранила швейную отрасль и имеет предприятия с числом работников более 4500 человек, и та не выдерживает конкуренции с азиатским импортом. И не только потому, что себестоимость производства в той же Киргизии ниже, а в Шри-Ланке производство с доставкой стоит дешевле, чем просто производство в России или Белоруссии. Из азиатских стран идет огромный вал контрафакта, продукции, не соответствующей принятым в России и Белоруссии техрегламентам и реализуемой через маркетплейсы. Поэтому Союзлегпром одной из главных задач видит создание единого техрегламента на продукцию легпрома для всех стран ЕАЭС.
Долю российского производства на рынке товаров легпрома страны Союзлегпром оценивает в 15%. В денежном выражении по текущим ценам это 675 млрд рублей из 4,5 трлн, в которые оценивается весь рынок легпрома. Ранее в Союзлегпроме ставили своей целью увеличить долю российского производства до 40%, однако теперь, скорее всего, эти ориентиры будут пересмотрены. Сейчас профессионалы отрасли озабочены тем, чтобы сохранить производство одежды для среднего и высокого ценовых сегментов. Для этого в Союзлегпроме предлагают снизить единый социальный налог до 5% для предприятий с численностью персонала от 70 человек. Это позволит избежать дробления предприятий и их ухода в серую зону: сегодня они не выдерживают конкуренции с так называемыми индивидуальными предпринимателями. Сейчас, по словам г-на Разбродина, на месте фабрик, крупных налогоплательщиков, появляется множество ИП. А именно от масштаба предприятия зависит его возможность привлекать инвестиции и льготы от государства на переоснащение производства. Еще одна инициатива от Союзлегпрома связана с созданием в стране швейных кластеров: присутствие в них позволит производителям оптимизировать издержки на пошив изделий. Первый такой экспериментальный кластер Союзлегпром совместно с Высшей школой экономики намерен организовать на территории Москвы.
Свежие комментарии