ИТ-холдинг VK может свернуть одно из направлений своего бизнеса — выпуск умных колонок «Капсула», которые компания производит четыре года.
читайте на monocle.ruИТ-холдинг VK может свернуть одно из направлений своего бизнеса — выпуск умных колонок «Капсула», которые компания производит четыре года.
Об этом со ссылкой на инсайдерские источники, а также на специалистов розничных сетей сообщил ряд СМИ. Однако VK официально выступил с опровержением этой информации. Тем не менее новость опять подняла вопрос: сможет ли VK удержаться в этой перспективной нише хайтек-рынка?
Начать с того, что холдинг явно опоздал с началом выпуска устройств этого типа. Умная колонка «Капусла» от VK появилась на свет только в 2020 году, в то время как «Яндекс» вывел на рынок свои колонки «Станция» двумя годами ранее, в 2018-м. За прошедшее с тех пор время он успел начать выпуск широкого ассортимента устройств, которые могут беседовать с пользователями: это и бюджетная «Станция Лайт», и топовая «Станция Макс», а также несколько вариантов «Станции Мини».
Опоздание дорого обошлось VK: сейчас, по данным «Марвел-Дистрибуции», «Яндекс» занимает уже 82% российского рынка умных колонок (в натуральном выражении). VK же в текущем году удалось занять лишь около 7% рынка. Еще 4% у Сбербанка, оставшаяся доля — у других мелких производителей. При этом российский рынок умных колонок стремительно развивается. Согласно данным МТС, по итогам прошлого года его объем в денежном выражении взлетел на 71%, до 36 млрд рублей. По итогам же текущего года прирост рынка прогнозируется еще как минимум на 41%, до 51 млрд рублей, а в следующем году МТС предполагает увеличение более чем до 62 млрд.
Специалисты отмечают: рост спроса на умные колонки связан с тем, что помимо развлечений (музыка, видео) и получения базовой информации о погоде, времени или, например, расписания транспорта такие устройства все больше интегрируются в растущий рынок систем умного дома. Потребитель обнаруживает, что, скажем, вместо того, чтобы щелкать выключателем, удобно вслух попросить добавить интенсивность света в комнате, изменить температуру климат-контроля или раздвинуть шторы.
На поле умных колонок «Яндекс» уверенно лидирует, с одной стороны, предлагая удобные способы интеграции голосовых устройств в экосистему умного дома, а с другой — обеспечив себе важное конкурентное преимущество: высокую степень понимания того, что хочет сказать гаджету его владелец. Исторически главный бизнес «Яндекса» строился на развитии поисковых систем на алгоритмах распознавания русского языка, и здесь компетенции компании находятся на высоком и почти недосягаемым для конкурентов уровне. И третья составляющая успеха — это наращивание своего развлекательного контента, где такие сервисы, как «Яндекс Музыка» и «Яндекс Кинопоиск», также задают тон на рынке (хотя в направлении наращивания развлекательного контента VK тоже активно работает).
Так что если VK действительно свернет выпуск своих умных колонок, это не станет неожиданным. Стоит отметить, что и в целом у VK в последнее время дела идут не очень. Например, негативными называют публично представленные финансовые итоги первого полугодия: при общем росте выручки на 23% у VK более чем в два раза увеличился убыток: с 11,4 млрд рублей в прошлом году до 24,6 млрд в текущем. Беспокоит инвесторов и рост чистого долга: за год более чем в шесть раз, с 25 млрд рублей почти до 150 млрд. Наблюдатели справедливо отмечают: эти долги нужно будет отдавать, а для этого VK необходимо искать действительно рентабельные и перспективные направления бизнеса, к которым, к сожалению для компании, не относится выпуск умных колонок.
Свежие комментарии