После катастрофы самолёта SSJ-100 RA-89049 14 июля 2014 года под Коломной, к которой привела некорректная установка датчиков угла атаки (ДУА), компания-производитель российского лайнера ПАО «Яковлев» разработала сервисный бюллетень для технического персонала
читайте на monocle.ruПосле катастрофы самолёта SSJ-100 RA-89049 14 июля 2014 года под Коломной, к которой привела некорректная установка датчиков угла атаки (ДУА), компания-производитель российского лайнера ПАО «Яковлев» разработала сервисный бюллетень для технического персонала
После катастрофы самолёта SSJ-100 RA-89049, случившейся 14 июля 2014 года под Коломной, к которой привела некорректная установка датчиков угла атаки (ДУА), ПАО «Яковлев» - компания-производитель российского лайнера - разработала сервисный бюллетень для технического персонала.
Документ, в частности, определяет порядок контроля установки датчиков, закрепление накладки ДУА в отсеках фюзеляжа и нанесение несмываемой маркировки, указывающей на правильное положение устройства, пишет газета «Известия».
ДАУ представляет собой устройство, которое имеет флажок-флюгер, расположенный на внешней стороне фюзеляжа. На SSJ-100 их четыре, по два с каждой стороны. Предназначены они для определения угла между продольной осью воздушного судна и вектором скорости – угла атаки.
В бюллетене указаны дополнительные разъяснения к существующей процедуре установки датчиков серийного производства фирмы Thales, при том, что изменения их конструкции не предусмотрено. Работы по монтажу и снятию ДУА дополнены рисунками, которые поясняют принцип нанесения контрольной риски.
Анализ ситуации показал, что причиной авиакатастрофы стало неправильное положение двух из четырёх ДУА с отклонением примерно в пять градусов, допущенное при проведении технического обслуживания. Такая неточность в установке привела к некорректной работе системы защиты от сваливания, которая, получив ложные данные, спровоцировала пикирование воздушного судна.
«Яковлев» принял меры по предотвращению повторения таких инцидента. Теперь после снятия датчика требуется возвращать крышку на место и закреплять на фюзеляже, что исключит перепутывание их положения при дальнейшей установке. А при переустановке двух и более датчиков должен вестись обязательный контроль за углом их установки.
Кроме того, сервисный бюллетень определяет процедуры монтажа и эксплуатации SSJ-100 с импортной авионикой и двигателями. Для новых же самолётов в импортозамещённом облике SJ-100 предусмотрены датчики угла атаки с другой конструкцией крепежа. Здесь соответствие авиационным нормам и правилам подтверждается в процессе сертификационных испытаний.
Одновременно с техническим бюллетенем, «Яковлев» выпустил информационный документ для авиакомпаний. В нём дано разъяснение по поведению лайнера при некорректной работе двух и более ДУА.
Так, при одинаковых завышенных данных, возможно срабатывание системы ограничения по углу атаки. В результате случится симметричный выпуск спойлеров в полёте, что приведёт к существенной потере подъёмной силы крыла.
Такая ситуация, при полёте на постоянном угле атаки, спровоцировать устойчивое снижение воздушного судна, что невозможно компенсировать полным отклонением ручки управления на кабрирование. Исходя из предварительных выводов МАК, именно это сочетание факторов стало причиной того, что экипаж разбившегося SSJ-100 так и не смог вывести воздушное судно из пикирования.
Росавиация выпустила директиву, которая обязывает эксплуатантов SSJ-100 принять и исполнять все меры по недопущению аналогичных катастроф.
Помимо этого, по инициативе Росавиации, «Яковлев» разработал и выпустил бюллетень с рекомендациями для экипажей по действиям в ситуациях, когда информация от ДУА является некорректной на различных этапах полёта. Данный документ уже направлен в авиакомпании для ознакомления лётного состава.
Свежие комментарии