Несмотря на большие запасы нефти и газа, северное королевство давно является главным сторонником устойчивого транспорта
читайте на monocle.ruНесмотря на большие запасы нефти и газа, северное королевство давно является главным сторонником устойчивого транспорта
Норвегия является общепризнанным лидером в «зеленом» переходе в транспорте, т.
е. в переходе с автомобилей с двигателями внутреннего сгорания на электромобили, т.е. автомобили, работающие на электроэнергии. Сейчас, когда Норвегия с большим отрывом занимает первое место в мире по доле продаж электромобилей в общих продажах новых авто (по данным Администрации общественных дорог Норвегии, 88,9% в 2024 году), трудно поверить, что какие-то полтора десятилетия назад, в 2010 г., их доля не дотягивала даже до 1%.«Сейчас это (засилье в продажах электрокаров) стало нормой»,- объяснила в интервью CNBC заместитель министра транспорта Норвегии Сесилия Книбе Кроглунд.
Доля электромобилей в продажах всех новых авто продолжила быстро расти и в 2025 году: в первые три недели текущего она превысила уже 96%. Так что день, когда в королевстве будет продан последний новый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, в не таком уж и далеком будущем. Конечно, точно его назвать его трудно, но очевидно, что впервые он будет зафиксирован именно в Норвегии.
Кристина Бу, генеральный секретарь Ассоциации электромобилей Норвегии (NEVA), объединяющей владельцев работающих на электричестве автомобилей, уже даже создала комиссию по организации празднования этого важного события.
«Мы уже разослали приглашения политикам и акционерам на 13 февраля, потому что точные данные будут не раньше конца года,- объясняет она.- Все в королевстве полагают, что по итогам года она составит (доля электромобилей в продажах всех новых авто) от 95 до 100%».
По этому показателю норвежцы далеко впереди планеты всей. В США, к примеру, при Джо Байдене была поставлена задача довести к 2030 году долю электромобилей в продажах лишь до 50%. К слову, Дональд Трамп, став президентом, не только вышел из Парижского соглашения по климату, но и отменил это постановление предшественника вместе с рядом других его указов и постановлений, направленных на развитие низкоуглеродных технологий и декарбонизацию промышленности в целом. В Америке в 2024 году доля продаж новых электромобилей в общей продаже новых авто составила, по данным Cox Automotive, всего лишь 8,1%. По сравнению с 23-м годом она выросла лишь на 0,3%.
В Евросоюзе несколько лет назад принят закон, согласно которому продажа новых автомобилей с двигателем внутреннего сгорания запрещается с 2035 года. В Великобритании это должно произойти пятью годами раньше. В Соединенном Королевстве в прошлом году каждый 5-й проданный новый автомобиль работал на электроэнергии. В Германии в конце 2023 года неожиданно отменили субсидии для покупателей электромобилей в целях борьбы с дефицитом бюджета.
Несмотря на очень высокую долю электромобилей в продажах новых авто на дорогах Норвегии еще по-прежнему много «бензиновых» машин. Бу считает, что на общенациональном уровне доля электромобилей в общем автопарке составляет сейчас 28%. Правда в столице Осло она значительно выше – 40%.
Для популяризации электромобилей в Норвегии существует программа льгот, среди которых, например, отмена НДС при их покупке. Кроме этого, правительство тратит большие средства на развитие сети станций подзарядки. С каждым днем растет количество домохозяйств, которые купили все необходимое оборудование и могут заряжать свои электромобили дома.
В текущем году, кстати, по словам Кроглунд, будет завершена «электрификация» всего автобусного парка королевства.
Свежие комментарии