На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Монокль

596 подписчиков

Свежие комментарии

Банки и ЦБ воюют за платежный рынок

Крупнейшие банки создают консорциум с единым подходом к QR-платежам. Это позволит им сохранить за собой часть платежного рынка, на котором плотно прописался ЦБ

Иллюстрация Игорь Шапошников
читайте на monocle.ru

Крупнейшие банки создают консорциум с единым подходом к QR-платежам. Это позволит им сохранить за собой часть платежного рынка, на котором плотно прописался ЦБ

Кредитные организации нервничают и объединяются. Банки из первой десятки — Сбер, Альфа-банк, Т-Банк — в конце сентября подписали меморандум о создании консорциума для развития единого платежного QR-кода.

Предполагается, что уровней участия будет два: учредители (не более 12) и участники. Доля Сбера в новой структуре составит 45%. Альфа-банк и Т-банк с текущими долями в 27,5% станут продавать новым учредителям по 2,5% своих акций. Желающих достаточно: по словам главы Сбера Германа Грефа, к консорциуму присоединилось уже более 18 кредитных организаций.

Статья по теме: Эксперт объяснил, зачем крупные банки хотят купить «Мир» или создать альтернативную платежную систему

Зачем конкурентам объединяться? Ради единого QR-кода. Причем предполагается, что это только начало и консорциум будет запускать и другие высокотехнологичные платежные инструменты. Кстати, единый QR фактически существует — Греф рассказал, что над ним активно работают уже пять лет, а теперь Сбер отчуждает свою QR-платформу в пользу консорциума.

Конкуренция, а не война

Все это делается в противовес ЦБ и его собственной системе: Центробанк и Национальная система платежных карт (НСПК, оператор платежной системы «Мир» и операционный, платежный и клиринговый центр Системы быстрых платежей) активно продвигают свой проект по созданию универсального QR-кода. К ним присоединился и ВТБ. «В данный момент банк уже подключил к этой технологии оплаты часть корпоративных клиентов, в том числе крупные торговые сети», — сообщили в пресс-службе ВТБ.

По информации «Монокля», ЦБ недоволен созданием консорциума. С точки зрения регулятора, новый QR-код — это стандарт, аналогичный платежной системе Банка России, Системе передачи финансовых сообщений и стандарту банковских карт, а стандарт должен быть один, чтобы им могли пользоваться все участники рынка вне зависимости от места в рейтинге.

Это косвенно подтверждается тем фактом, что, громко заявив об объединении, крупнейшие банки теперь стараются представить ситуацию так, будто никакого противостояния нет. «Я очень надеюсь, что мы договоримся с ЦБ. Но как минимум наша платформа позволяет, если такое решение будет ЦБ принято, в том числе подключить и использовать вторую платформу, НСПК. И подключение двух наших платформ друг к другу позволит существовать двум системам, поэтому мы и такой вариант посмотрели. Мы категорические противники такого монопольного существования НСПК, считаем, что в перспективе это принесет только минусы в развитии технологии», — отмечал ранее глава Сбера.

Банки хотят удержать свои доли трансакционного рынка в ситуации, когда на него уже несколько лет упорно наступает регулятор. Бороться есть за что: доходы эмитентов по собственным Pay-сервисам в четыре с половиной раза выше, чем по оплате с применением СБП

Т-Банк: Оплата телефоном будет вытеснять карты

Зато сторонние игроки тот факт, что гиганты начали активно «взбалтывать» платежный рынок, воспринимают весьма позитивно. «Мы всегда выступаем за развитие конкуренции без ограничений. Наша компания активно участвует в универсальном QR-коде Центрального банка и в QR-коде консорциума. Мы убеждены, что именно рынок должен определять правила игры и предоставлять выбор потребителям, а не ограничения со стороны регуляторов», — подчеркивает директор продукта Method в финтех-компании Paygine Артем Журавлев.

Тем не менее противостояние двух крупных проектов очевидно. Скорее всего, такими действиями Сбер и другие банки хотят удержать свои доли транзакционного рынка в ситуации, когда на него уже несколько лет упорно наступает регулятор. Бороться есть за что: доходы эмитентов по собственным pay-сервисам в четыре сс половиной раза выше, чем по оплатам с применением СБП, что, кстати, позволяет выплачивать кешбэк (за прошлый год банки вернули 500 млрд рублей, и эта опция пока остается главным фактором выбора сервиса оплаты). Но обо всем по порядку.

От переводов — к платежам

Чтобы понять, в чем суть всех этих объединений и инициатив, нужно вернуться примерно на пять лет назад, в начало 2019 года, и взглянуть на рынок денежных переводов. Именно в этот период активно внедрялась СБП. Напомним, что до инициативы регулятора единой системы не было: для переводов финансовые организации использовали корсчета в ЦБ. Когда клиент пересылал деньги из одного банка в другой, отправляющая организация формировала пул платежных поручений. Этот пул передавался в ЦБ, где полученные заявки обрабатывались согласно его внутреннему расписанию и нормативам, и только потом средства зачислялись на счета банка-получателя. Несовершенство системы было вполне очевидным: на выполнение такой транзакции требовалось несколько рабочих дней. Кредитные организации самостоятельно внедряли улучшения, например ввели перевод по номеру телефона, но, разумеется, регулировали потоки: за перевод «наружу» взимались существенные комиссии. Бесспорным лидером рынка межбанковских переводов был Сбер — просто в силу объема клиентской базы и денег на его счетах: на тот момент, по данным ФАС, его доля составляла 94%.

С появлением СБП ситуация резко упростилась: банки и граждане получили универсальную систему, работающую намного быстрее предыдущей, а привязка к номеру телефона решала проблему заполнения реквизитов — ввода верениц цифр для отправки платежа по верному адресу.

В СБП Банк России выполняет функции оператора и расчетного центра, а операционным, платежным и клиринговым центром является, как уже говорилось выше, НСПК. В итоге получилась инфраструктура, отдаленно похожая на биржевую, работающая круглосуточно и без выходных, а скорость проведения перевода сократилась до минут или даже секунд.

Но главное, внедрение этой системы стало обязательным для всех кредитных организаций, включая системообразующие, что фактически разрушило близкое к монопольному положение Сбера по части переводов (см. статью «Платежи отпустят на свободу», «Эксперт» № 6 за 2019 год). Неудивительно, что противостояние ЦБ и Сбера длилось довольно долго, более года: крупнейший российский банк не хотел допускать СБП в свою онлайн-систему и расставаться с миллиардными комиссиями за переводы. В итоге пришлось сдаться и ему, однако не без боя: поначалу функция перевода через СБП в Сбербанк Онлайн была запрятана столь глубоко, что в Сети появились многочисленные инструкции по ее поиску в приложении.

После окончания «финансовой войны» СБП ждал рост популярности. С переводов она благодаря низким комиссиям постепенно распространилась и на платежи. Тут-то и появился QR-код (Quick Response Code, код быстрого ответа) как способ оплатить покупку с помощью СБП, без введения данных карты.

По данным ЦБ, за 2023 год через СБП было совершено свыше 7 млрд транзакций на общую сумму 31 трлн рублей — более чем двукратный рост в сравнении с 2022 годом. Наличие альтернатив — прежде всего платежных сервисов, позволяющих платить с телефона, минуя прикладывание карты к терминалу, — могло бы затормозить развитие, однако значительный толчок дало отключение Apple Pay и Google Pay.

«Как возникла идея QR? Все, что западнее России, прекрасно без него живет. Многие страны восточнее тоже обходятся. У нас же люди привыкли платить телефоном, и вот в отсутствие Apple Pay и Google Pay появился способ продолжать делать так же», — объясняет председатель совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов (АЭД) Виктор Достов.

В 2024 году рост продолжился: как следует из данных Банка России, по итогам второго квартала объем переводов через СБП увеличился на 47%, до 16,4 трлн рублей, тогда как в прошлом квартале он составлял 10,5 трлн.

Объем рынка безналичных расчетов за прошлый год составил, по оценкам Frank RG, 190 трлн рублей, доля переводов через СБП в общем объеме трансакций — 16%

Т-Банк: Доля Pay-сервисов в офлайн-торговле активно растет во всем мире

Цифры долей платежного рынка, которые занимает СБП, варьируются в зависимости от методики подсчета. Например, объем сегмента безналичных расчетов за 2023 год достиг, по оценкам Frank RG, 190 трлн, а доля переводов через СБП в общем объеме транзакций составила 16%.

Словом, учитывая объем платежного рынка, игрокам есть за что побороться: регулятору — за контроль, банкам — за прибыль.

НаQRкали

Почему же новое сражение развернулось именно за QR-код? «Что касается появления собственных QR-кодов у банков, причина довольно проста. Эмитенты пластиковых карт столкнулись с уменьшением прибыли из-за ухода платежных систем и роста популярности СБП. В ответ на это финансовые организации создали консорциум, который позволяет клиентам платить привычным способом — через QR-код в приложении, что приносит банкам доход, сопоставимый с оплатой картой. Такой шаг вполне логичен с точки зрения крупных банков», — объясняет Артем Журавлев. Проще говоря, в этом случае оплата проходит не через СБП, и банк получает свою комиссию.

Если посмотреть на систему оплаты QR «в разрезе», то работает она следующим образом. Продавец показывает QR-код покупателю — причем изображение может генерироваться на лету, в момент платежа. В картинке зашифрованы реквизиты юрлица, а также сведения о конкретной покупке: наименование, цена, время операции (в этом случае QR будет чуть сложнее). Важно еще вот что: генерирует код программное обеспечение банка, с которым работает продавец.

Вся информация считывается с помощью камеры телефона или мобильного приложения банка. QR-код — это не технология платежа, а способ передачи данных: то же самое можно написать и обычным образом, просто в виде картинки получается намного компактнее. Затем данные обрабатывает банковское ПО — и сделка совершена. Система крайне гибкая: источником QR может быть не продавец, а покупатель (хотя обычно наоборот), могут различаться способы кодирования информации и т. д. Еще одно ценное преимущество такого способа оплаты — очень низкие требования к оборудованию, что вкупе с небольшими комиссиями СБП за платеж делает QR весьма приятным и удобным для мелкого бизнеса.

Надо отметить, что в данной сфере мы далеко не первые. Например, в том же Китае это очень распространенный способ платежа, поскольку для него нужны лишь вышка связи, смартфон с камерой и бумажка (или смартфон продавца) с кодом — все это есть и в глухой китайской деревне. Там даже собак ищут и подарки на свадьбу делают через QR.

Недостатки технологии проистекают из ее преимуществ: плохое соединение с интернетом или заляпанная камера способны растянуть время покупки, а то и сделать транзакцию невозможной. Кроме того, простота механизма привлекает мошенников (впрочем, не более чем операции с картами).

Комиссии по QR-платежам ниже, соответственно, ниже кешбэк. Напомним, как формируется кешбэк: когда покупатель что-то приобретает по безналичному расчету, кредитная организация взимает с продавца комиссию за перевод денег из банка покупателя в банк продавца — часть такой комиссии и возвращается затем покупателю. Естественно, уплачиваемый банку процент продавец «зашивает» в цену товара. Стремясь сократить свои траты, продавцы просят платить с помощью QR-кода.

Покупателям тоже нравится платить телефоном — такие способы постепенно вытесняют привычные пластиковые карты: если в 2023 году картами выполнялось почти 90% оплат, то в 2026 году, по прогнозам, их доля снизится до 65% — остальное займут СБП и платежные pay-сервисы банков.

Система двух кодов

Казалось бы, в чем проблема? Банкам достаточно ввести такой вариант в собственные платежные сервисы для смартфонов (SberPay, Alfa Pay и т. д.) — и все, вопрос решен, комиссия на месте. Однако оказалось, что это решение крайне неудобно для покупателей и дорого для банков (к сожалению, конкретных цифр узнать не удалось). Именно поэтому регулятор видит необходимость в едином механизме.

«В противном случае мы с вами, заходя в магазин, будем иметь по 15–20 QR-кодов — и попробуй догадайся, каким платить. Это делает безналичную операцию неудобной, хотя логически она крайне проста», — так ранее объясняла ситуацию первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова (в данном случае под QR-кодами, видимо, подразумевались и pay-сервисы банков). Очевидно, что сама возможность появления массы разных платежных методов регулятору не нравится, так как усложняет контроль за движением средств.

В Китае QR-код очень распространен именно из-за того, что нужна лишь вышка связи, смартфон хоть с какой-то камерой и картонка с QR. Все это можно найти и в глухой китайской деревне. Там даже поиск собак и свадебные подарки через QR реализованы

Т-Банк: ... как и в обороте E-commerce

Как отмечается в аналитическом отчете ЦБ текущего года «Цифровизация платежей и внедрение инноваций на платежном рынке», для обеспечения удобного клиентского пути при оплате по QR-коду в магазинах и предприятиях сферы услуг и исключения случаев введения граждан в заблуждение участниками платежного рынка выдвинута инициатива введения унифицированного QR. «Потребителям такой QR-код обеспечит возможность самостоятельно выбирать инструмент для оплаты: СБП, платежный сервис любого банка и другие. Бизнесу универсальный QR-код позволит принимать оплату различными способами, в том числе с низкой комиссией, и исключить затраты на работу с различными QR. Также универсальный QR-код с равноудаленным оператором позволит избежать зависимости участников рынка от крупнейших игроков и тем самым будет содействовать поддержанию конкурентной среды», — подчеркивают специалисты ЦБ.

Кстати, в ряде стран подобная платформа уже действует: так, в Сингапуре местный ЦБ и несколько крупных банков активно продвигают единый для всех SGQR; в Малайзии система кодов DuitNow поддерживается чем-то вроде нашего консорциума.

Доступ и подключение к системе с универсальным QR-кодом, по замыслу нашего ЦБ, должны осуществляться через инфраструктуру НСПК. Речь, естественно, идет не только о предприятиях, но и о банках, которые могут на этом сэкономить и не генерировать собственные QR.

Зачем же тогда сформировался консорциум? Для сохранения доли рынка платежей. Кроме того, переданную в собственность консорциуму платформу Сбера Multy QR можно назвать экосистемной, в то время как QR от НСПК — это именно национальная платформа.

Банки — учредители консорциума говорят, что за счет объединения игроки резко увеличат свою «зону комфорта». Каждый банк-эквайер получит возможность создать собственную платежную страницу на базе платформы. IT-решение практически не потребует переоборудования ни в банках, ни в магазинах-партнерах, а разработка и внедрение дополнительных платежных опций (чаевые, донаты и пр.) будет происходить быстрее и дешевле. То есть банкам-членам станет проще консолидировать рынок вокруг себя и не выпускать потребителей из своей экосистемы (проводить платежи телефоном не через СБП, а через свою инфраструктуру, используя для этого мощности и ПО консорциума).

«Если ЦБ не задавит консорциум регуляторным способом — что он способен сделать и, возможно, даже попытается, — то у нас будет конструкция, в которой есть два крупных игрока», — предполагает Виктор Достов.

Это, кстати, может в итоге привести к разделению банков по основному бизнесу. Для одних выгоднее окажется единообразный «национальный» QR, а для других — «консорциумный» с дополнительными опциями. В любом случае потребитель останется в выигрыше: конкуренция ему на руку.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх