Импортозамещение продолжает менять лицо российского бизнеса. В 2024 году подошла к концу первая волна замещения критически важных систем отечественными ИТ-решениями, но впереди еще много работы.
читайте на monocle.ruИмпортозамещение продолжает менять лицо российского бизнеса. В 2024 году подошла к концу первая волна замещения критически важных систем отечественными ИТ-решениями, но впереди еще много работы.
О том, какие тренды будут определять развитие ИТ-рынка в 2025 году, а также о искусственном интеллекте (ИИ), новых вызовах и ключевых достижениях, которые стоят перед российскими компаниями, мы поговорили с руководителем отдела по работе с корпоративными клиентами интегратора эффективных ИТ-решений «Первый Бит» Иваном Шегуровым.
- Иван, как вы оцениваете состояние процесса импортозамещения на декабрь 2024 года?
- Импортозамещение осуществляется активно и развивается с хорошими темпами.
Первая волна, охватывающая критически важное для бизнеса программное обеспечение, уже завершена. То есть, если в компаниях отключали ERP-систему, то к концу 2024 года её, скорее всего, уже заменили или почти заменили, новых подобных отключений не предвидится.
На текущий момент бизнес начинает замещать системы, поддерживающие второстепенные функции, без которых компании могут обойтись.
Одним из простых примеров является HRM-система SAP SuccessFactors. Она функционировала исключительно в облаке, и все российские компаний, которые её использовали, утратили к ней доступ.
Эта система автоматизирует адаптацию персонала, работу с кадровым резервом и развитие сотрудников, поэтому от её отключения компания не останавливается, люди продолжают работать. К тому же, при определенных неудобствах и ограничениях её можно заменить на Excel.
- Какие сегодня запросы поступают от компаний?
- Сейчас предприятия всё чаще начинают задумываться о возвращении к вопросу импортозамещения подобных систем, восстановление которых не было основным приоритетом. К таким классам систем точно относятся системы управления человеческим капиталом (HRM) и бизнес-аналитики (BI).
Что касается операционных систем и приложений для серверов – здесь процесс пока идет медленнее. Дело в том, что эти системы работают не в облаке, а локально, поэтому их никто не отключал одномоментно.
У таких проектов нет строгих дедлайнов, если компания не связана с объектами критической информационной инфраструктуры, поэтому бизнес не спешит переходить на отечественные решения. Спрос на российские операционные системы на базе Linux стабилен – не уменьшается, но и не растет.
- Меняется ли предложение на рынке?
- Безусловно. Например, два года назад практически не существовало HRM-систем. С базовыми кадровыми функциями – регламентированным учётом и расчётом зарплаты – наиболее эффективно справлялись решения «1С:Зарплата и управление персоналом». Однако, флагманских российских решений по управлению человеческим капиталом, поддерживающих такие функции, как «Оценка 360», два года назад не было, сейчас они появились.
Надо понимать, что на самом деле, тренд на импортозамещение подобных систем, созвучен ещё и с трендом более глобальным – низким уровнем безработицы.
- Безработица порождает кадровый голод.
- Да, сегодня компании готовы и должны вкладываться в развитие и удержание сотрудников. Борьба за кадры очень серьезная, поэтому автоматизировать этот процесс крайне важно для всех участников рынка.
Мало того, что происходит импортозамещение, так еще и сами HRM-системы стали более востребованным классом ПО.
- Растёт ли в связи с кадровым голодом спрос на программных роботов (RPA)?
- Считаю, что роста нет, но спрос остаётся стабильным. Всё-таки, «нанять робота и уволить десять человек» — это довольно утопичная идея. Не думаю, что она в ближайшее время станет реальностью. Обычно RPA берет на себя рутину, освобождая время сотрудника для более важных задач, но заменить его полностью эта технология не может.
Спрос на RPA зависит от секторов экономики. Например, ритейл и банковский сектор – это области, где присутствует огромное количество повторяющихся рутинных процессов. В этих отраслях спрос на роботизацию остаётся на высоком уровне. А вот в остальных сферах (производство, немассовые услуги) сценарии для применения RPA сильно ограничены.
В рамках импортозамещения проходит множество проектов – регулярно поступают запросы на замену зарубежных роботов на отечественных. Однако всплеска интереса к самой технологии пока я не наблюдаю.
- Одной из главных проблем 2023 года вы называли недостаток отраслевого ПО, решающего специфические задачи, возникающие в отдельных секторах бизнеса. Стала ли эта ситуация лучше?
- Да, такие решения активно появляются. Например, фирма «1С» подтвердила выпуск системы «1С:ERP Металлургия», и продажи этого решения могут начаться уже до конца 2024 года.
Металлургия является одной из самых тяжеловесных отраслей с точки зрения автоматизации. В связи с этим, крупнейшие металлургические холдинги продолжают работать на западном ПО.
Очень важно, что «1С» стремится выйти на этот рынок и важно, чтобы продукт оказался рабочим и доработанным к моменту, когда стоимость годового обслуживания системы на базе Oracle или SAP для гигантов металлургической отрасли превысит возможные затраты на внедрение новой системы.
- Еще два года назад некоторые проекты по импортозамещению сталкивались с сопротивлением со стороны сотрудников, сегодня ситуация изменилась?
- Сейчас эта проблема стала гораздо менее актуальной. Во-первых, люди начали понимать, что перед ними стоит выбор – работать в более или менее удобном и функциональном ПО или выполнять все вручную в Excel.
Во-вторых, качество отечественных продуктов постепенно улучшается.
Всё-таки, у нас есть довольно сильная школа продуктовой разработки, возникшая в финтехе. Поэтому наши продукты часто оказываются не хуже западных аналогов, а в некоторых аспектах даже лучше.
Благодаря гибкости и адаптивности наших разработчиков, в отечественных решениях, сейчас появляются функции, которые в западном корпоративном ПО появятся ещё не скоро. Высокая скорость разработки позволяет быстрее внедрять инновации в коммерческие B2B-продукты.
Мы всё чаще наблюдаем, как в ERP, BI и RPA системах появляются помощники-ассистенты на основе искусственного интеллекта. Насколько мне известно, в SAP до сих пор ничего подобного нет.
В настоящее время активно разрабатываются применения искусственного интеллекта в бизнес-аналитике (BI). В идеале, это будет работать так, что можно будет просто написать текстовый запрос, и система сама подберёт данные из вашего хранилища, структурирует их и поможет сделать выводы, подсказывая, на что обратить внимание. Например, такими проектами занимаются PIX Robotics.
Пока этот тренд полноценно дойдёт до западного B2B, пройдет ещё много времени, а у нас это либо уже работает, либо заработает в ближайшие месяцы.
- Какую роль в процессе импортозамещения сейчас играет ПО с открытым исходным кодом?
- Основной проблемой свободного ПО при использовании на корпоративном рынке является отсутствие ответственности. Поэтому, на нашем рынке процветают не сами свободно распространяемые решения, а коммерческие разработки на их основе.
То есть, разработчики берут бесплатный Linux и на его основе создают свои решения. При этом это решение будет иметь поддержку от вендора, сопровождение, и будут люди, которые будут нести ответственность за возникающие в нём ошибки и это самое важное.
Такие методы широко распространены на рынке операционных систем и систем управления базами данных. За последние годы появилось множество отечественных дистрибутивов Linux от разных компаний.
Аналогичная ситуация наблюдается с системами управления базами данных (СУБД) на базе свободно распространяемой PostgreSQL.
Этот тренд будет сохраняться и дальше. Во всех областях, где есть конкурентоспособное свободное ПО, само по себе оно не будет использоваться в бизнесе, но будут появляться какие-то надстройки, дополняющие его, не только с точки зрения функциональности, но и с точки зрения сервиса от разработчика.
- Справляются ли ИТ-интеграторы с огромным спросом на импортозамещение?
- Скорее нет. По всему рынку наблюдаются схожие тенденции – стоимость услуг повышается, а количество специалистов на конкретных проектах, наоборот, снижается.
Сегодня мы наблюдаем огромный недостаток в кадрах и в ближайший год эта ситуация не изменится.
Повышение ключевой ставки представляет серьёзную угрозу для инвестиционных бюджетов. Конечно, бизнес не будет урезать расходы на операционную деятельность, но всё, что связано с инновациями и цифровизацией, в такой ситуации оказывается под угрозой.
Сейчас компаниям проще инвестировать в свой банковский счёт, положив туда деньги под двадцать три процента годовых и получая практически гарантированный результат, не пытаясь развивать бизнес.
Возможно, в связи с этим спрос на проекты может упасть. Тогда ставка постепенно должна выровняться, и специалистов станет больше. Но пока что этого не наблюдается, и у нас много новых запросов от клиентов. Даже с текущей ставкой рефинансирования они готовы вкладываться в автоматизацию и цифровизацию своего бизнеса.
- Какие ещё тренды, помимо импортозамещения, сейчас ощущаются на рынке корпоративной автоматизации?
- В учётном ПО фокус внимания смещается в сторону соблюдения требований законодательства. С Нового года в силу вступают серьёзные налоговые реформы – новая схема расчёта НДФЛ, изменение упрощённой системы налогообложения. Поэтому, если в компании нет актуального решения, которое своевременно обновляется, туда точно будет вложено определённое количество денег и энергии.
Также сейчас очень актуальна проблематика государственного оборонного заказа. Существует огромное количество предприятий, которые формально не относятся к оборонному комплексу, но, тем не менее, работают по гособоронзаказу - от строителей дорог и объектов для военнослужащих до производителей медицинских изделий, поставщиков спецодежды и даже авиакомпаний.
Практически любая сфера деятельности в определённый момент может попасть в сферу интереса гособоронзаказа.
В то же время, гособоронзаказ накладывает на компании множество обязательств, связанных с отчётностью. Компании не имеют права их не исполнять. Поэтому, в автоматизацию этих процессов они будут вкладывать деньги, несмотря на любые обстоятельства.
Конечно, компании сейчас активно интересуются ИИ. Это трендовая тема, и пока что не очень понятно, как это в чистом виде использовать для целей бизнеса. Чаще всего какие-то отдельные ИИ-функции появляются в уже реализованных продуктах.
Например, в 1С появляется ИИ-ассистент для разработчиков и система прогнозирования спроса для компаний, вводятся различные механизмы для автоматического формирования структуры документов, упрощающие электронный документооборот, появляются интересные решения, связанные с базами знаний и ассистентами, которые предоставляют и структурируют данные за человека.
«Чистых» ИИ-продуктов для бизнеса пока не видно, но подсистемы и отдельные ассистивные функции появляются постоянно. Доверять принятие решений компьютеру люди пока боятся, но чтобы компьютер собирал информацию и структурировал её - такие вещи очень часто встречаются и активно используются.
- Что будет главным трендами автоматизации бизнеса в 2025 году?
- Импортозамещение продолжит оставаться актуальным трендом.
Среди средних производственных предприятий будет наблюдаться тренд на обновление основных информационных систем. Множество таких компаний работает с решением «1С:Управление производственным предприятием» – системой, которая была выпущена в 2004 году. Разработчики перестанут поддерживать её с начала 2026 года.
Поэтому у компаний, которые хотят и дальше получать обновления и поддержку, остаётся всего полтора года для перехода на новую систему. Таким образом, в следующем году точно будет много проектов по переходу с «1С:Управление производственным предприятием» на 1С:ERP и другие решения.
Ещё одним трендом станет внедрение HRM-систем, о котором я уже упоминал. Люди уже сейчас активно борются за кадры, и эта борьба за таланты продолжит обостряться.
Если ключевая ставка сохранится, то компании в первую очередь, станут сосредоточены на проектах, которые будут непосредственно влиять на работоспособность бизнеса – какие-то гигиенические аспекты, связанные с отчётностью, государственным регулированием и кибербезопасностью.
Если ставку получится снизить – то, к концу года мы приблизимся к обычной докризисной ситуации, когда компании внедряют цифровизацию, ищут инновации в сферах обработки данных и клиентского сервиса.
Свежие комментарии