Эксперты комментируют назначение главой Объединенной авиастроительной корпорации Вадима Бадехи. Как ни оценивай текущее положение дел в авиационной отрасли, по общему мнению, новый топ-менеджер должен вывести дела в самолетостроении на принципиально новый уровень
читайте на monocle. ruЭксперты комментируют назначение главой Объединенной авиастроительной корпорации Вадима Бадехи. Как ни оценивай текущее положение дел в авиационной отрасли, по общему мнению, новый топ-менеджер должен вывести дела в самолетостроении на принципиально новый уровень
За штурвал авиапрома взялся новый пилот
Начало недели для отечественного авиапрома внезапно вышло, можно сказать, оживленным. В отставку вышел гендиректор Объединенной авиастроительной корпорации (АОК), входящей в «Ростех», Юрий Слюсарь. Отрасль возглавил, оставив пост гендиректора Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), Вадим Бадеха, 45-летний компетентный специалист и руководитель.
Статья по теме: Объединенную авиастроительную корпорацию возглавил Вадим Бадеха
Почему власти пошли на такие изменения? В «Ростехе» «кадровые изменения а авиастроительном кластере» прокомментировали достаточно позитивно, напомнив о тех успехах, которые были достигнуты в период руководства Юрия Слюсаря.
Так, он возглавлял Объединенную авиастроительную корпорацию с 2015 года. За это время под его руководством развивались программы гражданской, военной и транспортной авиации. Поднялись в воздух пассажирские самолеты: среднемагистральный МС-21, региональный турбовинтовой Ил-114-300, была обеспечена эксплуатация парка самолетов «Суперджет 100» в российских авиакомпаниях.
В период его руководства предприятия ОАК выполняли обязательства по гособоронзаказу в условиях специальной военной операции. Были начаты летные испытания ударного беспилотника С-70, налажено серийное производство самолета пятого поколения Су-57, восстановлено производство Ту-160М.
Статья по теме: МС-21 выполнил полеты с элементами высшего пилотажа, выходящими за рамки понимания
«Сегодня авиационная отрасль России продолжает свое развитие, находясь под гнетом небывалого санкционного давления. Создание гражданских самолетов ведется параллельно со строительством боевой авиации, которая блестяще показывает себя в ходе спецоперации. Кадровые изменения в авиационном кластере «Ростеха» будут способствовать реализации государственной программы развития авиационной отрасли до 2030 года, а также ритмичному выполнению гособоронзаказа. Уверен, что на посту генерального директора ОАК Вадим Бадеха сможет применить наработанные компетенции и придать серьезный импульс массовому строительству гражданских самолетов. В свою очередь хочу поблагодарить Юрия Слюсаря за годы ответственной работы. В частности, в период его руководства началась программа масштабного импортозамещения в авиации, что позволило нивелировать риски остановки гражданских программ в период введения санкций», — приводятся на сайте «Ростеха» слова его генерального директора Сергея Чемезова.
За нового руководителя ОАК говорит его опыт, оцниваемый, как успешный. В частности, в «Ростехе» отметили, что в период руководства Вадима Бадехи ОДК успешно реализовала задачи по увеличению объемов производства высокотехнологичной продукции. В несколько раз был повышен выпуск газотурбинных двигателей, в полном объеме и в заданные сроки решались задачи по гособоронзаказу. Также был дан старт программам трансформации предприятий ОДК и масштабного перевооружения производства.
В период его руководства было начато серийное производство двигателей ПД-14 для среднемагистральных самолетов. Успешно завершился первый этап испытаний двигателя-демонстратора технологий ПД-35 большой тяги, который создан впервые за всю историю отечественного двигателестроения. Идут работы по сертификации двигателя ПД-8 для региональной авиации. На основе газогенератора двигателя ПД-8 начата разработка двигателя нового поколения для тяжелых вертолетов. Индустриальный двигатель нового поколения АЛ-41СТ-25 мощностью 25 МВт успешно прошел комплексные 72-часовые испытания. Первая отечественная газовая турбина большой мощности ГТД-110М в составе ТЭС «Ударная» вышла на максимальную мощность. Разработанные в ОДК новые двигатели для легких вертолетов ВК-650В прошли первые испытания на Ми-34. В ближайшее время ожидается сертификация этого двигателя.
Статья по теме: Рейс задержан, но не отменен
Как написала газета «Коммерсантъ», Вадима Бадеху называют креатурой первого вице-премьера Дениса Мантурова. До прихода в ОДК он руководил Уральским заводом гражданской авиации (УЗГА). Один из источников издания отметил, что в бытность главой УЗГА топ-менеджер был погружен в самолетостроение и «за два года успел зарекомендовать себя как руководитель в двигателестроении». По словам того же источника, Вадим Бадеха это «единственный человек в отрасли, который обладает двумя компетенциями сразу», что позволит «объединить компетенции и закончить холодную войну между авиастроителями и производителями двигателей». Речь идет о взаимных неофициальных упреках вокруг ситуации с поставками двигателей и самолетов.
Проблемы — и потенциал для прорыва
Назначение нового руководителя ОАК — это шанс кардинально перестроить работу корпорации, превратить ее из бюрократической надстройки в реальный центр управления и развития российского авиастроения, говорит летчик, заслуженный работник транспорта Александр Фадеев. Сегодня главная проблема ОАК - это то, что она де-факто выступает не штабом отрасли, а промежуточным бюрократическим звеном, этаким «министерством согласований и одобрений», считает эксперт. Реальное производство самолетов происходит на местах - в ПАО «Иркут», «Туполев», «Ильюшин», а ОАК лишь аккумулирует финансовые потоки и распределяет бюджеты по долгим и малопрозрачным процедурам.
«Такая ситуация в корне неверна и пагубно сказывается на всей отрасли. ОАК должна стать не просто передаточным механизмом, а настоящим центром компетенций и принятия решений, сфокусированным на быстром и эффективном достижении конечного результата - производстве современных, качественных, конкурентоспособных самолетов. А для этого нужно радикально приблизить руководство ОАК к реальной "земле", к КБ и заводам», — говорит эксперт.
Статья по теме: Ил-96-400М: долететь до серии
Яркий пример — ситуация с созданием лайнера МС-21, продолжает Александр Фадеев. По сути весь проект лежит на ПАО «Иркут», в то время как ОАК должна была выступать координатором и интегратором процесса, помогать решать узкие места. Но на деле получилось с точностью до наоборот: аппарат ОАК лишь плодил ненужные согласования, запрашивал дублирующие отчеты вместо реальной помощи. В итоге сроки по МС-21 затянулись на годы, бюджет раздулся — и это системная проблема не только одного проекта, говорит эксперт.
Поэтому ключевой KPI для нового главы ОАК — это кардинальное ускорение и повышение качества принимаемых решений за счет максимального погружения управленцев в производственный процесс. Нужно, полагает Александр Фадеев, перенести центр тяжести из московских кабинетов на площадки, создать штабы по ключевым проектам в Иркутске, Казани, Ульяновске, других городах. Топ-менеджеры ОАК должны не просто приезжать с инспекциями раз в квартал, а работать бок о бок с конструкторами и инженерами, досконально вникать во все нюансы и помогать устранять препятствия.
Новому главе ОАК нужно начинать с чистого листа, опираться не на бумажные отчеты, а на реальное положение дел на местах, советует эксперт. Первым делом следует провести своего рода «инвентаризацию» корпорации — с полной ревизией дочерних структур, активов, штатной численности. Без сантиментов избавиться от избыточных и неэффективных звеньев, отдать приоритет непосредственным производственным единицам. Только так можно добиться перелома ситуации, перейти от стагнации к динамичному развитию.
Статья по теме: Российские авиакомпании получат 22 самолета SJ-100 в 2024 году
«Уверен, что и в ОАК Бадеха будет действовать по такой же схеме. Максимальное погружение в производство, "от бумаги к металлу". Создание единой управленческой вертикали, замкнутой на конечный результат. Концентрация полномочий и ресурсов на ключевых проектах. Повышение финансовой дисциплины и персональной ответственности топ-менеджеров за итоговые показатели. В течение 2-3 лет это должно принести ощутимые плоды», — говорит Александр Фадеев.
По его мнению, если руководство ОАК действительно станет максимально приближенным к производству, погруженным в реальную работу, это может стать переломным моментом для всего нашего авиапрома. У России колоссальный научный, производственный, кадровый потенциал.
«Нужно только грамотно им распорядиться — и российское самолетостроение совершит прорыв, о котором мы давно мечтаем. Превратится из вечно догоняющего в лидера и законодателя трендов. Все возможности для этого есть, дело за малым — правильной организацией и концентрацией имеющихся ресурсов. Новому руководству ОАК предстоит пройти по этому непростому, но крайне необходимому пути», — заключает Александр Фадеев.
Через 3-5 лет мы можем увидеть принципиально иную ОАК
Главная задача Вадима Бадехи на новом месте – обеспечение выполнения гособоронзаказа и скорейшее доведение до серийного производства линейки пассажирских самолетов на основе российских компонентов, о чем сказано в официальном комментарии его назначения, обращает внимание Николай Переславский, руководитель отдела экономических исследований CM Service.
«Акционеры компании также рассчитывают на выход ОАК из убыточной зоны путем вывода на рынок новых продуктов. Посткриптум: ОАК завершила 2023 год с чистым убытком по МСФО в 34,8 млрд руб. В I полугодии 2024 года ОАК получило 14,4 млрд руб. чистого убытка по РСБУ. ОАК третий год подряд является убыточной компанией и требует принятия мер по финансовому оздоровлению», — указывает Николай Переславский.
Смена руководства – это, безусловно, шанс исправить многие накопившиеся проблемы в работе ОАК, считает доктор делового администрирования (MBA/DBA) по юриспруденции и по экономике и управлению Роман Синицын. По его словам, в корпорации давно назрела необходимость навести порядок, устранить избыточные бюрократические надстройки, которые лишь тормозят развитие нашего авиапрома.
Положение дел в ОАК сегодня непростое, рассказывает эксперт. Корпорация не достигает плановых показателей по ряду ключевых программ. Выпуск самолетов МС-21 и Superjet 100 идет с отставанием от графиков, Ил-114 и Ил-96 строятся пока мелкими сериями. Остро стоит проблема импортозамещения ряда критических комплектующих - зависимость от западных поставок по некоторым позициям достигала 80-90%. Новому руководителю предстоит решать эти застарелые проблемы, обеспечивать финансовую стабильность ОАК, выполнять обязательства по гособоронзаказу и контрактам с гражданскими заказчиками.
В случае успеха мы через 3-5 лет можем увидеть принципиально иную ОАК, добавляет Роман Синицын. Более компактную, эффективную и нацеленную на достижение конкретных результатов. Корпорацию, способную в жестких условиях санкций обеспечить технологический суверенитет страны в авиастроении, нарастив выпуск современной техники.
Свежие комментарии