На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Монокль

605 подписчиков

Свежие комментарии

  • Людмила Лепаева
    У нас нет молодежной политикиЮродивый из Лефор...
  • Владимир Акулов
    Как жили США до Трампа ? Печатали для себя доллары и всё в мире себе покупали...Ничего не производили... Производили ...Аналитик рассказа...
  • Владимир Акулов
    Как жили США до Трампа ? Печатали для себя доллары и всё в мире себе покупали...Ничего не производили... Производили ...Золото: такого не...

Гарегин Тосунян: «В силу непонятных нам причин рынок сжимают»

С одной стороны — внешние санкции, с другой — сжатие рынка усилиями регулятора, и вот уже стагнация перешагнула порог. Прибыли банков растут, но растет и монополизация банковского сектора, отмечает президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян

АЛЕКСАНДР АСТАФЬЕВ Гарегин Тосунян очень сдержан в оценках состояния экономики и банковского сектора
читайте на monocle.ru

С одной стороны — внешние санкции, с другой — сжатие рынка усилиями регулятора, и вот уже стагнация перешагнула порог.

Прибыли банков растут, но растет и монополизация банковского сектора, отмечает президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян

— В последние пять лет скучать было некогда: то пандемия, то еще что-то, то санкции… Тем не менее банки в целом пережили это бурное время вроде бы неплохо. Как вы считаете?

Статья по теме: В облигациях начался «жор»

— Здесь у меня двоякое ощущение: с одной стороны, фантастика, что они такую устойчивость проявили, в том числе благодаря регуляторной политике наших финансовых властей. С другой стороны, нам кажется, что мы пережили, но неизвестно, сколько еще предстоит пережить. В силу непонятных нам причин рынок сжимают, и это уже не санкции, это наши регуляторы сжимают рынок. Рынок потребительского кредитования просто идет на нет. Рынок ипотеки идет на нет в этих сложных экономических условиях. В какой-то период были сделаны правильные шаги, и регуляторное давление ослабло. Сейчас опять распрямили плечи: мы вас будем и дальше ограничивать, сжимать.

В прошлом году банковский сектор действительно продемонстрировал новый рекорд по прибыли, несмотря на замедление темпов кредитования. Активы банков выросли за прошлый год на 16,8 процента, вплотную приблизившись к 100 процентам годового ВВП РФ.

Валютизация балансов банков продолжила сокращаться. Доля корпоративных кредитов в валюте уменьшилась за прошлый год до 13,7 процента, доля средств юрлиц в валюте — до 17,4%, доля средств физических лиц — до 6,8 процента.

Корпоративный кредитный портфель увеличился за прошлый год на 18 процентов. При этом более половины прироста пришлось на сегменты, менее чувствительные к повышению ставок, — на кредитование уже начатых инвестиционных проектов и на строительство жилья.

Объем кредитов МСП увеличился на 16,5 процента. При этом качество кредитного портфеля МСП улучшилось по сравнению с 2023 годом.

Розничный кредитный портфель вырос на 9,7 процента. Почти на 60 процентов этот прирост был обеспечен за счет ипотеки. Вместе с тем объем выдач ипотечных кредитов сократился более чем в полтора раза по сравнению с рекордным показателем 2023 года.

В пассивах основной прирост пришелся на средства физлиц и юрлиц. Средства юрлиц за прошлый год приросли на 12,2 процента, абсолютный прирост составил 7,9 триллиона рублей. Средства компаний росли за счет притока средств у компаний-экспортеров и исполнителей госконтрактов.

Россия и так уже занимает второе место в мире по величине реальной ставки, пропустив вперед только Венесуэлу. Впервые в новейшей истории ключевая ставка ЦБ РФ оставалась на максимальных значениях на протяжении целого года, причем с повышательной динамикой

За прошлый год средства населения (без эскроу) выросли на рекордные 26,9 процента, до 57,5 триллиона рублей, благодаря росту ставок во втором полугодии, а также бюджетным и социальным выплатам. По данным АСВ, средний размер вклада физического лица на 1 января 2025 года составил 386 тысяч рублей.

Прибыль в целом по банковской отрасли растет. На прибыльные банки приходится 98 процентов активов банковской системы.

Но когда у нас такое расслоение в банковской системе, надо посмотреть, в чьи карманы поплыли эти рекорды. Да, те банки, которые остались живы, они в этот период неплохо заработали по той причине, что им раньше практически не давали работать, а сейчас они более или менее зарабатывают. Но сказать, что они показывают какие-то фантастические результаты, нельзя. Если отобразить эту прибыль на инфляцию и на негативные ожидания, то лично мне это оптимизма не внушает. Лучше находиться в стабильном ускорении, с медленно растущей прибылью, чем в столь неустойчивой ситуации с высокой волатильностью и курсом рубля, падающим втрое за десять лет.

Настоящие рекорды бьет монополизация банковского сектора. На 1 января 2025 года доля топ-10 в активах сектора достигла почти 80 процентов — максимального значения за последние годы. На топ-20 крупнейших банков приходится 94,8 процента общего объема корпоративных кредитов, 89,7 процента кредитов физлицам, 87,9 процента всех средств корпоративных клиентов и 91,4 процента средств физических лиц.

— Если смотреть на инфляцию и ключевую ставку, создается впечатление, что Центробанк хронически не попадает в тренд…

— Россия и так уже занимает второе место в мире по величине реальной ставки, пропустив вперед только Венесуэлу. Впервые в новейшей истории ключевая ставка ЦБ РФ оставалась на максимальных значениях на протяжении целого года, причем с повышательной динамикой: с 16 процентов в начале года до 21 процента в декабре.

Инфляция стала не только высокой, но и устойчиво растущей. Наблюдается парадоксальная картина: темпы инфляции растут, несмотря на рост ключевой ставки. Очевидно, что жесткая политика ЦБ не приводит к снижению инфляции, следовательно, инструмент достижения таргета не работает, как предполагает регулятор.

АРБ предложила рассчитывать показатель «личной инфляции», который в полтора раза превышает показатель официальной инфляции и является, по нашему мнению, более корректным индикатором роста цен. Под термином «личная инфляция» следует понимать условно-постоянные расходы каждого домохозяйства в течение месяца, к которым относятся расходы на ЖКХ, продовольственные и текущие хозяйственные расходы, расходы на лекарства, мобильную связь, проезд в общественном транспорте, то есть расходы, которые производятся постоянно на протяжении всего года и не учитывают единовременные или непостоянные расходы (на отпуск, страховки, покупка товаров длительного пользования, уплата налогов и так далее).

Динамика инфляции в 2024 году определялась не только монетарными факторами, но и изменением соотношения спроса и предложения в экономике, а также влиянием ожиданий населения и бизнеса. Государственные расходы также внесли значительный вклад в инфляционные процессы: в 2024 году увеличение федеральных расходов составило 24,2 процента по сравнению с предыдущим годом.

Нужно учитывать и эффект переноса высокой инфляции из стран, являющихся основными торговыми партнерами России. Так, в Турции инфляция достигла 42 процентов, в Казахстане — свыше девяти процентов, в Индии — около шести процентов, что, конечно же, влияло на стоимость импортируемой продукции.

В конце года произошло рекордное в истории сокращение кредитования физлиц в России и первое за три года сокращение кредитования компаний. Эффект жесткой денежно-кредитной политики Банка России проявился, сжатие кредитования началось.

Экономика вне госсектора уже в фазе стагнации

— Что вы прогнозируете на 2025 год?

— Нет оптимизма. В ситуации, когда финансовый рынок очень сильно зависит от неэкономических факторов, прогнозы строить тяжело. Только на интуицию как-то полагаешься. Мне интуиция ничего хорошего не подсказывает.

Когда со счета российской компании не может проходить платеж, ну как можно что-то планировать, что-то прогнозировать… Мы между санкциями с западной стороны и сжатием рынка с российской стороны.

Замедление экономики неизбежно при любом сценарии развития. Торможение уже запущено и в ближайшие месяцы будет проявляться в полной мере и во многих отраслях. Главный вопрос сейчас — достигнут ли пик по инфляции и ставкам или еще нет.

Годовая инфляция при любом сценарии покажет резкий спад в апреле-мае, усиленный эффектом базы от инфляционной волны прошлого года. Однако ожидается, что текущая инфляция будет снижаться более постепенно, рост тарифов в середине года может этот процесс временно развернуть.

Внешние факторы, скорее всего, будут способствовать охлаждению экономики.

Наши эксперты считают высокой вероятность наступления в 2025 году «кредитной засухи». Банковская система России практически исчерпала возможности для продолжения активного роста.

— Каков, на ваш взгляд, основной вывод прошедшего съезда АРБ?

— Мы много поработали в содержательном и в организационном плане. Постараюсь не оказаться чересчур субъективным: съезд прошел на очень хорошем уровне. Все, кто планировался, приняли участие. Никто не подвел. Были и представители Центрального банка.

Я очень разочарован, потому что уважительно отношусь к международным институтам, созданным западной культурой, но в данном случае западная сторона себя показала с самой плохой стороны. Причем невооруженным глазом было видно всю эту режиссуру

Съезд отметил, что в конце первого полугодия 2024 года экономика России показала явные признаки замедления. Отрицательная динамика наблюдалась в добыче полезных ископаемых, производстве кокса и нефтепродуктов, сельском хозяйстве, грузообороте. Из драйверов роста остается только обрабатывающая промышленность, а точнее, ВПК. Вся остальная экономика вне госсектора уже в фазе стагнации с нисходящим уклоном. Строительство и сельское хозяйство, которые поддерживали экономику в 2022 году и выступали драйвером роста до первого полугодия 2023 года, сходят со сцены. Тем не менее оборот розничной торговли по итогам прошлого года увеличился на 7,2 процента.

Выступления на съезде, с моей точки зрения, были содержательными и вызывали интерес в аудитории. Я с удовольствием наблюдал, что людям было важно слышать друг друга.

Общий вывод: 2024 год фактически оказался годом «прогнозных миражей». И регулятор, и аналитическое сообщество ждали замедления инфляции, снижения экономического роста и, как следствие, снижения ставок. Экономика должна была полностью «переварить» эффект повышения ставок во втором полугодии 2023 года на 7,5 процентного пункта. Однако после замедления весной инфляция вновь усилилась на фоне сохранения экономического роста. Для этого было несколько причин: рост госрасходов, вызванный в основном неэкономическими факторами, усиление санкций и трансакционных издержек в экономике.

Против нас действуют в совершенно недопустимой стилистике

— Обсуждалось ли состояние международных расчетов? Как вы его оцениваете?

— Санкции, конечно же, очень сильно мешают международным расчетам. Люди находят какие-то серые каналы движения денег, и это вызывает бурю эмоций в профессиональном сообществе. Мы, со своей стороны, понимаем, почему сложилась такая ситуация. Понимаем, что с нами могут разговаривать на языке санкций. Но с той стороны против нас действуют в совершенно недопустимой стилистике.

Я исхожу из того, что человечество — это большой живой организм, и если между какими-то его частями возникают конфликты, это еще не повод, чтобы перекрывать каналы кровообращения. От таких действий положение «организма» только усугубляется. Такую огромную страну, как наша, взять и от чего-то отрезать, а потом на себе испытывать массу последствий такого отсечения… кому от этого хорошо? Есть масса других политических, дипломатических и иных методов введения дел, в том числе разруливания конфликтов, но не такими же методами.

Я очень разочарован, потому что уважительно отношусь к международным институтам, созданным западной культурой, но в данном случае западная сторона себя показала с самой плохой стороны. Причем невооруженным глазом было видно всю эту режиссуру, когда в угоду американцам, которые хотели нас максимально рассорить, воспользовавшись любым поводом, начиналось вот это разделение и властвование. Все же во всем надо иметь чувство меры. Да, вы можете нам предъявить претензии, мы можем вам предъявить претензии, давайте попытаемся на это ответственно посмотреть. А так, я тебе перекрою каналы доступа нефти, газа, а я тебе перекрою доступ к лифту, а я тебе перекрою вообще воздух и, соответственно, полеты.

И на фоне этих безумных санкций отток средств населения в иностранной валюте в зарубежные банки (с начала года рост на 24 процента в рублевом эквиваленте) продолжился! Из общей суммы валютных вкладов населения на конец 2024 года только четыре триллиона рублей находилось в российских банках, а восемь триллионов — в зарубежных. При этом за три года доля средств физлиц в валюте в банках РФ сократилась почти в три раза — с 19,9 до 6,8 процента.

Ссылка на первоисточник
наверх