На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Монокль

596 подписчиков

Свежие комментарии

Несбыточная «четверка»

Почему неадекватный таргет по инфляции является реальной проблемой

TASS
читайте на monocle.ru

Почему неадекватный таргет по инфляции является реальной проблемой

С того самого момента, как Банк России в 2014 году приступил к таргетированию инфляции, таргет в 4% был предметом постоянных обсуждений среди экономистов, финансистов и бизнесменов.

Насколько он адекватен? Почему именно 4%? Банк России внятных объяснений не давал: в его материалах можно найти упоминание о том, что это мировая практика и что выбрано значение 4%.

Статья по теме: Работа вместо счастья

В целом в этом нет ничего необычного. Таргетирование инфляции широко используют многие мировые центральные банки, в том числе ведущими: ФРС, ЕЦБ, Банк Японии. Цель данного режима регулирования ― поддержание ценовой стабильности зачастую в ущерб остальным целям экономического развития, а основным инструментом выступает процентная ставка.

Таргетируй вместе с нами

С конца 1980-х годов около десятка экономически развитых стран решили перейти на инфляционное таргетирование. Первыми стали Новая Зеландия и Канада, затем к ним присоединились Великобритания, Финляндия, Швеция, Австралия и Испания. Последующее распространение режима привело к тому, что он стал новым стандартом денежно-кредитной политики. По состоянию на 2017 год МВФ считал, что режим инфляционного таргетирования действует в 38 странах, включая Японию и еврозону. Неопределенными остаются режимы денежно-кредитной политики Швейцарского национального банка и ФРС США, которые ввели целевые ориентиры инфляции в свою политику соответственно в 2000 и 2012 годах.

Важно отметить, что, согласно господствующей теоретической концепции, восходящий к Кейнсу и его полемике с монетаристами, таргетирование будет хорошо работать при двух важных условиях: 1) отсутствии в экономике внешних шоков (например, торговых войн и санкций) и 2) конкурентных рынках труда и капитала, то есть таких, где вход и выход новых участников ничем не ограничены, а конкуренция между экономическими агентами если и не совершенна в строгом смысле этого слова, то как минимум близка к таковой. Кейнс в дополнение к этому писал, что таргетирование инфляции наиболее эффективно в условиях полной занятости, но впоследствии отказался от этой идеи.

Иными словами, таргет — это один из инструментов регулирования эпохи глобализации. И пока мировая экономика оставалась глобальной, ни у кого больших вопросов не возникало. При том что в каждой стране было множество недовольных действиями ЦБ, все понимали, что это часть правил игры. Но в 2020-е годы все сильно изменилось.

Таргетируй вопреки

Во-первых, с началом пандемии ковида денежная политика сильно разошлась с кредитной. Тогда напечатали много денег (мягкая денежная политика), потом начали повышать ставки (ужесточение кредитной политики), но при этом изымать из обращения деньги по большому счету не стали: ФРС было попробовала, но посыпались банки, и в итоге QT (Quantitative tightening ― «количественное ужесточение», уменьшение денежной массы. — «Монокль») де-факто заморозили. В итоге получилась, если можно так выразиться, «мягко-жесткая» ДКП.

В России с началом СВО изменения были еще сильнее. У нас за последние два года:

— образовался закрытый рынок капитала;

— возникли огромные шоки во внешней торговле;

— М2 выросла с начала СВО примерно на 60%, а с начала 2024 года почти на 8%. Прогноз ЦБ на 2025‒2027 годы предусматривает рост М2 на 6‒11%, в среднем это примерно 7,5‒8% в год. То есть это точно не жесткая денежная политика.

Иными словами, необходимых условий для проведения жесткой ДКП на основе таргетирования инфляции вроде бы нет. Но ЦБ упорно пытается ее проводить! В последний год мы наблюдаем особенно жесткую денежно-кредитную политику, официально декларируемая цель которой — понизить инфляцию до таргета. Но инфляция (сюрприз!) не снижается, а, наоборот, растет.

Но ЦБ не намерен сдаваться: в своем свежем прогнозе он заложил на 2026 год выход на уровень инфляции 4%, а ключевую ставку — на уровне 12-13% с последующим понижением до 8%. Что означает 3-кратное превышение ключевой ставки над инфляцией, а на 2027 год — двукратное (см. таблицу 1).

Банк России: Среднесрочный прогноз Банка России по итогам заседания по ключевой ставке 25 октября 2024 г.

Хотя исторические данные говорят, что в последние годы, во-первых, таргет практически никогда не достигался, а во-вторых, такого превышения ключевой ставки над таргетом почти никогда не было. За десять лет (с начала 2014-го по конец 2023-го):

— средневзвешенная ключевая ставка составила примерно 9,2%;

— тогда как средняя инфляция, по данным Росстата, сложилась на уровне примерно 7,9%.

То есть среднее соотношение ключевая ставка / инфляция исторически было около 1,2, а не 2‒3. Если подобные пропорции, которые заложил ЦБ на 2026‒2027 годы, продержатся в экономике достаточно долго, реальный сектор просто ляжет, такое превышение ставок над инфляцией в долгосрочном периоде ни одна экономика не потянет.

Правда, ЦБ не настаивает, что так непременно будет, — он свои прогнозы регулярно пересматривает и меняет сообразно обстоятельствам. Но проблема тут в том, что макроэкономический прогноз ЦБ является методической основой, опираясь на которую банки и институты развития (ВЭБ.РФ, РФПИ, «Дом.РФ», Корпорация МСП, «Туризм.РФ» и др.), осуществляют отбор инвестиционных проектов, оценку стоимости бизнеса для сделок слияния/поглощения и т. д. Если ваш проект рассчитан на три-четыре года, в этом нет особой проблемы. Но большинство проектов сейчас запускается со сроком 7‒10‒15 и более лет, и на таком горизонте заниженная и очевидно нереалистичная инфляция, взятая на основе таргета ЦБ, дает серьезное искажение, как правило ухудшающее показатели эффективности проекта, и тем самым провоцирует отказ от части проектов, которые могли бы быть реализованы, будь прогноз инфляции ближе к реальности, а не к таргету.

Небольшое пояснение методического характера: прогноз ЦБ у нас сегодня есть на три года вперед. Если проект реализуется, например 15 или 20 лет, то банк или институт развития поступает следующим образом: он просто берет данные последнего года, на который есть прогноз ЦБ, и продлевает их до конца проекта. То есть если ЦБ написал, что в 2027 году инфляция будет 4%, а ключевая ставка — 8%, то в финансовой модели проекта сроком, например, до 2050 года будут использованы именно эти значения. Банк, в принципе, может взять и другие прогнозные цифры, но это надо будет объяснять, и в случае чего (например, проект «не пошел», возникли какие-то проблемы, кто-то, не дай бог, что-то растратил или украл) это станет источником дополнительной головой боли для банка. Поэтому все берут данные из прогноза ЦБ и продлевают их вплоть до Страшного суда.

К чему это приводит, рассмотрим ниже на конкретном примере.

Как прогноз по инфляции меняет экономику проекта

Недавно Газпромбанк выпустил публичную оценку девелопера «Гарант-Инвест», занимающегося коммерческой недвижимостью в Москве.

Тут важно, что это компания с длительным бизнес-циклом: торговый центр эксплуатируется 50 лет, они вкладывают основные деньги до 2030 года, а дальше главным образом получают доходы.

Банк составил модель на период до 2032 года, использовал макропрогноз ЦБ до 2027 года и далее поступил как описано выше — запланировал рост выручки в постпрогнозный период на уровне инфляция +1% и ставок по кредитам и облигациям на уровне ключевая ставка + 1%. Оценка компании по методу EVA получилась примерно 19,8 млрд рублей.

При этом банк провел анализ чувствительности, посмотрев различные сочетания роста выручки и загрузки площадей и получил данные, изложенные в таблице 2.

Газпромбанк: Чувствительность оценки бизнеса компании «Гарант-Инвест» (млн руб.) к темпу роста выручки в постпрогнозный период и стоимости собственного капитала

Не будем в данном контексте обсуждать, правильно или нет сделана оценка, действительно ли компания стоит таких денег. Обратимся к вопросу, как влияет макропрогноз на результаты оценки при прочих равных условиях. Как мы видим из таблицы, если инфляция будет не 4%, а, скажем, 5,5% (рост выручки в этом случае составит 6,5%) при сохранении той же ключевой ставки, то оценка компании вырастет примерно на 10%, с 19,8 млрд до 21,9 млрд рублей.

Если же мы будем опираться на историческое соотношение ключевой ставки и инфляции, которое составляет примерно 1,2, а не 2, как в прогнозе ЦБ, то мы должны еще больше повысить рост выручки — она в модели должна расти на 7,5‒7,7%, так как инфляция при ключевой ставке 8% в долгосрочном периоде должна быть 6,7‒6,8%. Соответственно и оценка компании должна вырасти еще больше, примерно миллиардов до 23,5 (оценил самостоятельно и крайне приблизительно).

Что это практически означает? Заниженная инфляция снижает для инвесторов привлекательность инвестиций в реальный сектор экономики, особенно долгосрочных. И при прочих равных условиях большее число инвесторов предпочтет таким инвестициям депозит. Который окажется в банке и как минимум на часть этих средств банк купит валюту и… вложит в «надежные» US Treasuries. Ну сейчас уже не вложит, но до начала СВО обязательно бы вложил. Иными словами, заведомо нереалистичный макропрогноз, мягко говоря, не способствует принятию взвешенных инвестиционных решений, особенно для долгосрочных проектов, и стимулирует перераспределение капитала, не слишком выгодное для национальной экономики.

ВАЛЕНТИН АНТОНОВ/ТАСС: Бывший первый зампред Банка России Ксения Юдаева — главный идеолог политики инфляционного таргетирования
СЕРГЕЙ САВОСТЬЯНОВ/ТАСС: После ее ухода с поста первого зампреда ЦБ отстаивать таргетирование взялся зампред Банка России Алексей Заботкин

Именно поэтому таргетирование инфляции настойчиво рекомендовалось МВФ и другими международными организациями к повсеместному внедрению как «лучшая практика», наряду с «плавающим» обменным курсом. А то, что таргет этот мог никогда и не достигаться, особо никого не волновало

Таким образом, таргет несет в себе важную политическую и символическую нагрузку. Прямо говоря, это инструмент «мягкой силы». Поэтому использование реальной инфляции в прогнозах и ЦБ, и МЭР вместо таргета — это вопрос, ни больше ни меньше, финансового суверенитета. Да и в целом установка нереалистичных целей просто неудобна и создает путаницу. От того, что мы занизим в прогнозе инфляцию, а потом «внезапно» окажется, что она была выше, никому лучше не будет.

Вернее, бенефициары у такого подхода, конечно, есть. Это не только потенциальные покупатели «Гарант-Инвеста», но и, например правительство, которое в ходе торговли с естественными монополиями за тарифы, может какое-то время их занижать и не индексировать. Правда, потом приходится, как в этом году, соглашаться на существенно большее повышение, потому что монополии подключают админресурс, а что-то рано или поздно перестает ремонтироваться.

В ряде госпроектов эти «ножницы» могут стричь в обратную сторону — например, в ЖКХ, платных автодорогах или ВСМ, где издержки растут исправно, а каждое повышение тарифа — это гарантированный скандал на уровне правительства, мероприятие затратное и сопряженное со всякими неприятными коллизиями.

Живой пример: платные дороги

Одна из самых яркий коллизий за последние 15 лет — это, конечно, история с экономическим обоснованием строительства платных скоростных автодорог, особенно М-11 «Нева». Обоснование по ней делалось в 2008‒2009 годах и потом еще пару раз пересматривалось. Это были времена, когда у ЦБ не было никакого таргета, но политическое решение о финансировании проекта уже приняли, назад пути нет. Что произошло?

Во-первых, инфляцию в ТЭО заложили низкую.

Во-вторых, нельзя было показывать высокую стоимость проезда.

В-третьих, софинансирующим проект банкам надо было сохранить лицо, потому что при той смете, которую выставил концессионер, и той стоимости проезда, которую хотело видеть правительство, экономика не сходилась категорически.

Поэтому в ТЭО нарисовали завышенный трафик, который был достигнут только к постковидному времени. То есть 12 лет из 31 года по дороге ехало явно меньше транспорта, чем планировалось, но цены поднимали раза четыре.

Мораль простая: нереалистичный таргет мало того, что бесполезен, но местами и вреден. Он, скорее, дестимулирует долгосрочные инвестиции, усложняет регулирование и, самое главное, в нынешней политической ситуации не имеет уже никакого смыла. Нас уже выгнали с мирового финансового рынка, и мы вполне можем перестать соблюдать не нужные никому ритуалы. Честность в этом плане — лучшая политика.

Поэтому частное мнение автора состоит в том, что цели по инфляции лучше ставить на основе средних значений за десять лет, а ключевую ставку можно держать чуть повыше инфляции, но не более 1,2. То есть в нынешних условиях: инфляция по Росстату — 9‒10%, ключевая ставка от ЦБ — 10‒12%. И в этом коридоре манипулировать ставкой, сколько душе угодно.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх