Несмотря на рост спроса на литий, металл стабильно падает в цене. Таков результат «литиевой лихорадки». Впрочем, потребители от нее много выиграли, как выиграют в долгосрочном плане и выжившие поставщики.

Несмотря на рост спроса на литий, металл стабильно падает в цене. Таков результат «литиевой лихорадки». Впрочем, потребители от нее много выиграли, как выиграют в долгосрочном плане и выжившие поставщики.
Предложение, от которого можно отказаться
В марте 2025 года цены на карбонат лития упали до 75 тыс. юаней за тонну (Li2CO3 бенчмарк, аккумуляторный сорт, продаваемый в Китае), достигнув самого низкого уровня за пять месяцев. В целом динамика цен на литий в последние несколько лет негативная – стоимость металла за год обвалилась на 32%, а за последний месяц – на 2%.
Статья по теме: Суверенитет дороже денег
Напомним, что гидроксид лития, самого легкого из всех металлов, используется в аккумуляторах для электромобилей и мобильных телефонов. Крупнейшими производителями лития являются Чили, Китай, Австралия и Аргентина. Крупнейшими импортёрами — Китай, Япония, Южная Корея и США.
В январе продажи электромобилей в Китае выросли на 17% в годовом исчислении, с составив более 42% от общего объёма продаж — Пекин ввел новые налоговые льготы для покупателей NEV. Это должно было стимулировать и спрос на литий как сырье для батарей.
Однако прогноз о том, что запасы аккумуляторов на автозаводах останутся на высоком уровне, ограничил объем новых контрактов на их поставку. Соответственно, пишет Trading Economics, оказались под давлением и цены на сырье.
Давление связано и с тем, что производители лития не закрывают свои предприятия, а чтобы сохранить долю на рынке, продолжают работать с правительствами и производителями аккумуляторов.
Так, компания CATL вновь открыла литиевую шахту в провинции Цзянси (после IPO в Гонконге), а Ganfeng Lithium запустила новый горнодобывающий проект в аргентинской Сальте. Кроме того, Rio Tinto намеревалась выйти на рынок лития, купив американскую компанию Arcadium Lithium за 6,7 млрд долларов.
Цены на литий стабильно росли до 2022 года. Эксперты, на фоне роста спроса на электромобили, называли ситуацию «литиевой лихорадкой», давая прогноз за прогнозом о потенциальной нехватке металла на рынке.
В 2021 году продажи электромобилей по всему миру удвоились, в мире возник дефицит карбоната лития на более чем 4 тыс. т в год, что для не самого распространенного металла было довольно внушительной цифрой. С 2019 по 2022 год общее потребление лития выросло в 2,1 раза. Менее чем за два года, подсчитало агентство Reuters, цена металла выросла в 10 раз и к ноябрю 2022 года составила 605 тыс. юаней за тонну, поскольку предложение не успевало за растущим спросом.
В 2022 году производство лития выросло до 130 тысяч тонн по сравнению с 28 тысячами тонн в 2010 году. В 2028 году производство достигнет пика в 2,1 млн тонн, прогнозировал в 2023 году портал Invezz.
В результате дальнейшая рыночная история металла была не столь удачной. В 2023 году цены на литий упали на 72%. Толчком для этого послужило то, что Китай сократил субсидии на электромобили. В результате спрос снизился, а запасы аккумуляторов выросли.
В 2023 году дефицит лития на мировом рынке еще сохранялся, но в 2024 году его сменил профицит, который «вырастет до 145 693 тонн к 2027 году, а затем снова снизится до дефицита в 2029 году», прогнозирует Каспар Роулз из Benchmark Mineral Intelligence. «В ближайшие несколько лет должно быть достаточно предложения, и это связано с некоторыми инвестициями, которые были сделаны за последние несколько лет», — цитирует его Reuters.
В общем, рынок лития переживает ситуацию избытка предложения, начавшего опережать спрос, пусть и растущий. И сейчас, даже несмотря на рост продаж электромобилей в Китае, профицит металла на рынке сохраняется. А новости о тарифной войне с США ситуацию не улучшают.
Но инвесторы предпочитают не сворачивать добычу лития, хотя и сталкиваются с падением цен. Прогнозы в этой ситуации кардинально отличаются. Так, портал Statista пишет, что в 2025 году мировой спрос на литий превысит 1,4 млн метрических тонн эквивалента карбоната лития, что на 53% больше, чем в 2023 году. Увеличение спроса на аккумуляторы для электромобилей станет важным фактором роста потребления лития и в следующем десятилетии.
Россия: не только добыча, а и переработка
Агентство по мониторингу цен на полезные ископаемые Benchmark Mineral Intelligence заявило, что сокращение объемов добычи сократит предложение лития в 2025 году на 15%. Но при этом там ожидают лишь ограниченного роста или даже снижения цен, поскольку вводятся и новые мощности по добыче, например, в рамках проектов в Аргентине и Зимбабве.
Ожидается, что в 2025 году Аргентина увеличит производство литиевых химикатов почти в два раза. А многие китайские компании, такие как Zhejiang Huayou Cobalt, в настоящее время инвестируют в Зимбабве. Согласно прогнозу Benchmark Lithium, в 2025 году добыча лития увеличится там почти в два раза.
«В целом ожидается, что спрос на литиевые химикаты и сырье вырастет более чем на 20% в 2025 году по сравнению с 2024 годом. Аналогичным образом ожидается, что предложение вырастет более чем на 15%, сохраняя на рынке небольшой профицит, который, вероятно, ограничит колебания цен», — констатируют аналитики.
Так или иначе, но литий остается стратегически важным металлом, особенно для России, констатирует ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев: он играет ключевую роль в производстве аккумуляторов для электромобилей, портативной электроники и систем хранения энергии. Однако рынок лития сейчас переживает сложный период.
Цены на литий упали на 80% за последние два года, отмечает эксперт. Ожидания роста спроса не оправдались в полной мере, что во многом связано с замедлением темпов продаж электромобилей, особенно в Китае. Дополнительно на ситуацию повлияло значительное увеличение добычи, особенно со стороны китайских производителей. Новые технологии позволили быстро нарастить объемы производства, что привело к перенасыщению рынка.
В России, отмечает Игорь Расторгуев, есть значительные запасы лития, около 3,5 млн тонн, что ставит страну на пятое место в мире. Основное месторождение — Колмозерское в Мурманской области. Его разработку ведет компания «Полярный литий» (совместное предприятие «Росатома» и «Норникеля»). Однако промышленная добыча пока не началась. Основные проблемы — длительные сроки разработки месторождений (5–10 лет) и нехватка мощностей для переработки лития.
Спрос на литий в России при этом сейчас составляет около 1 тыс. тонн, а к 2028 году планировалось увеличение до 10 тыс. тонн. Однако эти прогнозы могут быть пересмотрены в сторону уменьшения, поскольку темпы роста производства электромобилей оказались ниже ожидаемых, указывает эксперт.
«Рынок лития находится в стадии перестройки. Производители, которые слишком быстро нарастили добычу, испытывают давление из-за падения цен. Для России важно не только развивать добычу, но и создавать инфраструктуру для переработки лития, чтобы обеспечить внутренний спрос и занять достойное место на мировом рынке», — заключает Игорь Расторгуев.
Свежие комментарии