Разработка стратегического документа заняла более двух лет, зато основанная на ней Генеральная схема размещения объектов уже принята. Рассказавший об этих документах ней глава думского комитета оценивает планируемое снижение доли гидроэнергетики как не соответствующее релевантному опыту других стран.
читайте на monocle.ruРазработка стратегического документа заняла более двух лет, зато основанная на ней Генеральная схема размещения объектов уже принята. Рассказавший об этих документах ней глава думского комитета оценивает планируемое снижение доли гидроэнергетики как не соответствующее релевантному опыту других стран.
«Энергетическая стратегия развития России до 2050 года» может быть принята уже в первом квартале этого года, заявил глава комитета Госдумы по энергетике Николай Шульгинов на пресс-конференции в Москве 17 января.
Статья по теме: Новая стратегия: энергопереход на Восток
Комитет уже рассматривал проект документа на заседании в декабре и собирается вернуться к нему в ближайшее время. «В I квартале она должна быть принята», — сказал Шульгинов.
Напомним, что 30 декабря прошлого года правительство утвердило Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2042 года. «В Генсхеме предусмотрен хороший баланс производства электроэнергии, которого необходимо придерживаться», — сказал глава комитета Госдумы.
Генеральная схема предполагает увеличение доли атомных электростанций в объеме генерации с 19% в 2023 году до 24% в 2042-м, возобновляемых источников (ВИЭ) — с 0,3% до 3%. Доля газа в структуре производства электроэнергии, напротив, должна снизиться с 46% до 44%, выработка ГЭС — уменьшиться с 17% до 15%, угля — с 14% до 11%.
Статья по теме: Энергетика: маневры за перекрестком
Впрочем, со снижением доли гидроэнергетики Шульгинов не согласен. Сейчас российские ГЭС производят 53 ГВт и «этого недостаточно». «В Китае генерация в 6 раз больше [391 ГВт], США производят 100 ГВт, Япония — 50 ГВт. По ГЭС мы явно отстаем», — посетовал он. Но решения об организации водохранилищ, затопления территорий строго регулируются Водным кодексом, а федеральный бюджет с трудом идет на финансирование строительства новых объектов гидроэнергетики.
Глава думского комитета также признал, что принятие Энергостратегии России до 2050 года после Генсхемы не совсем логично, «нужно было сделать наоборот». «Теперь стоит задача эти документы синхронизировать, — уточнил он, — Пока в документе Генсхемы написано, что она основывается на проекте Энергостратегии».
Генсхема размещения энергообъектов предусматривает ввод в эксплуатацию до 2042 года генерирующего оборудования на 88,5 ГВт, но источники финансирования этих масштабных планов не ясны. В документе сказано, что капитальные вложения в строительство и реконструкцию объектов по производству электрической энергии составят с 2025 по 2042 год 21,36 трлн рублей, в сетевое хозяйство до 2036 года — 22,88 трлн рублей.
Четкого представления о том, как оплатить строительство новых мощностей, у государства пока нет. Сегодня генерация строится в основном за счет надбавок на мощность, по программам ДПМ (Договор о предоставлении мощности) и КОММод (программа по отбору проектов для модернизации), и всё ложится на потребителей, сказал Шульгинов. «Это [привлечение инвестиций] — архисложная задача. Отдать все на федеральный бюджет не удастся, переложить на плечи потребителей тоже, чтобы не вызвать социальные последствия. Нужно использовать все возможности, в том числе технические. Привлекать крупных игроков, потребителей электроэнергии к совместному строительству объектов», — заключил он.
Свежие комментарии