В следующее десятилетие Россия будет изучать Вселенную, летать на Луну и Венеру и готовиться к экспедиции на Марс

В следующее десятилетие Россия будет изучать Вселенную, летать на Луну и Венеру и готовиться к экспедиции на Марс
В правительстве идет обсуждение проекта федеральной космической программы на 2026–2035 годы. Главное новшество в ней по сравнению с документом предшествующего десятилетия — более масштабные исследования дальнего космоса и объектов Солнечной системы.
Статья по теме: Поехали – Роскосмос открывает свою витрину на IPEX
В частности, впервые за много лет планируется финансирование миссии на Венеру — это будет одна из главных статей расходов на космическую программу наряду с созданием многоспутниковых группировок и национальной орбитальной станции. Несмотря на то что СССР стал первопроходцем в изучении околоземного пространства и других небесных тел и имел грандиозные планы полетов на Луну, Венеру и Марс, постсоветский период для космической отрасли не был особенно успешным. Из глобальных проектов, которые удалось реализовать, можно отметить обновление орбитальной спутниковой группировки ГЛОНАСС, в том числе импортозамещенными аппаратами, запуск российских блоков МКС и создание нового средства выведения — тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5», работающей на топливе «керосин + кислород». Иными словами, были решены технически сложные, но довольно консервативные задачи — рассчитанные на продолжение уже понятных, действующих программ.
Из новых для отечественной космонавтики высот достигнута лишь одна: в 2019 году состоялся запуск астрофизической обсерватории «Спектр-РГ», которая считается лучшим на сегодня космическим телескопом, способным сделать полный обзор неба с рекордной чувствительностью. В итоге российским ученым уже удалось открыть пять экзопланет, радиационный фон на которых благоприятен для существования жизни, свыше 200 тыс. звезд, в том числе 120 — с собственными планетными системами, а также десятки галактик и более миллиона квазаров.
Как стало известно на недавнем совещании президента РФ Владимира Путина по развитию космической деятельности, прошедшем в МГТУ им. Н. Э. Баумана, в программе заложено финансирование проектов из цикла «Спектр». Помимо поддержки действующего телескопа «Спектр-Р» планируется запуск «Спектра-УФ» с диаметром зеркала 1,7 метра — он будет изучать в недоступном для земных наблюдений ультрафиолетовом диапазоне физические процессы в ранней Вселенной: образование звезд, эволюцию галактик, попадание вещества в черные дыры, атмосферы планет и экзопланет, а также кометы. Важнейшим результатом работы «Спектра-УФ» может стать обнаружение биомаркеров жизни за пределами Солнечной системы — спектральных линий кислорода или областей поглощения озона.
По словам директора Института астрономии РАН Михаила Сачкова, сейчас собираются образцы аппаратуры для конструкторско-доводочных испытаний, после чего начнется изготовление летных устройств. На данный момент проект реализован более чем на 50%.
Строительство нового телескопа — международный проект, и ранее в нем принимали участие Испания и Япония. Однако после 2022 года сотрудничество было заморожено; испанцы и японцы продолжают выполнять свою часть обязательств, но не имеют возможности передать оборудование в РФ. В результате проект стал полностью российским.
По техническим возможностям «Спектр-УФ» можно сравнить с «Хабблом» — единственным на сегодня телескопом, способным применять УФ-спектроскопию высокого разрешения. Срок службы «Хаббла» несколько раз продлевался, но все же он неизбежно подходит к концу: американцы планируют свести телескоп с орбиты в 2030 году. Новую УФ-обсерваторию с шестиметровым зеркалом NASA планирует построить не ранее 2042 года, а заявленный прорывной проект Канадского космического агентства CASTOR, насколько известно, приостановлен из-за нехватки финансирования. Иными словами, для астрофизиков «Спектр-УФ» — если, конечно, он успешно и в срок выйдет на свою космическую вахту — более чем на десятилетие останется вне конкуренции.
Марс остается для России непокоренной высотой, но задача посадить на Красную планету межпланетную станцию не снимается с повестки дня
В 2034–2035 годах предполагается также запуск «Спектра-М» («Миллиметрон») — космической обсерватории миллиметрового и инфракрасного диапазонов длин волн с криогенным телескопом диаметром 10 метров. Это наш долгострой: его собирались отправить в небо еще в 2019 году. «Спектр-М» часто сравнивают с американской обсерваторией «Джеймс Уэбб» с диаметром зеркала 6,5 метра, но прямые сопоставления здесь не совсем корректны (разве что в части неприлично долгих сроков изготовления и переносов старта): эти телескопы предназначены для работы с волнами разной длины, что для науки имеет большое значение. К примеру, если «Уэбб» способен разглядеть структуру космической пыли, то «Спектр-М» будет рассматривать объекты Вселенной сквозь завесу таких пылевых облаков. Технологически российская обсерватория имеет ряд преимуществ перед американской — в частности, более мощную систему охлаждения зеркала, которая нивелирует тепловые помехи, а также возможность работать не только как одиночный телескоп, но и как радиоинтерферометр в комплексе с наземными объектами. Цель ее работы — детальное изучение тени черных дыр, поиск кротовых нор и следов воды в галактике.
Для «Спектра-М» сейчас создается научная аппаратура. В частности, в наукограде Пущино изготавливают уникальное композитное зеркало. Кроме того, нашлись российские компании, которые взяли на себя обязательство построить криомашину для охлаждения экрана вместо ушедших с рынка иностранных поставщиков.
Луна и планеты
Еще одним приоритетом станут исследования Луны. Пока неизвестно, будет ли изучение спутника Земли вписано в федеральную космическую программу или же этот пласт работ станет самостоятельным проектом, но в ближайшие годы мы точно услышим о российских лунных стартах. После потери «Луны-25» 20 августа 2023 года эксперты всерьез рассуждали о том, что посадочный аппарат «Луна-27» может полететь раньше орбитальной «Луны-26», но по итогам обсуждений график запусков все же оставили без изменений.
По предварительным данным, осенью 2027 года в космос отправится «Луна-26», на борту которой будет установлен радар для изучения структуры подповерхности спутника нашей планеты, спектрометры для анализа химического состава, гидратации и распределения водяного льда, телевизионная стереосистема, а также плазменный комплекс для изучения взаимодействия Луны с потоками солнечного ветра.
«Этот аппарат сейчас уже находится на продвинутой стадии изготовления, работы по созданию для него научного оборудования практически завершены, — рассказывает директор Института космических исследований РАН Анатолий Петрукович. — Назначение “Луны-26” — наблюдение за спутником в инфракрасном диапазоне для определения состава его поверхности, построение топографической карты с высотами, изучение окололунной плазмы и пылевых частиц, радиозондирование прилегающих к поверхности слоев грунта, а также фиксация космических лучей и гамма-квантов, которые вылетают с поверхности Луны под их действием».
Ранее гендиректор НПО им. С. А. Лавочкина Дмитрий Яременко отмечал, что поставка летного образца комплекса научной аппаратуры запланирована на третий квартал 2026 года. С учетом печальных результатов испытаний «Луны-25» схема движения этой АМС была изменена: вместо прямого выведения космической станции на основную траекторию в маршрут включены промежуточные околоземные и окололунные орбиты. По новой схеме полет «Луны-26» займет приблизительно 22 дня, тогда как «Луна-25» добралась до цели всего за девять дней.
«Луна-26» станет платформой для исследования спутника с низкой орбиты, она также должна помочь с выбором оптимального места посадки для аппарата, который полетит следом, — тяжелой АМС «Луна-27». Запуск этой станции намечен на 2028 год, прилуниться она должна на Южном полюсе. Российская академия наук выдвинула предложение запустить аналогичный аппарат еще и на Северный полюс, однако окончательного решения по этому вопросу пока не принято. Машина будет оснащена буром, способным просверлить реголит на глубину до одного метра.
Помимо чисто научных экспериментов, в рамках миссии «Луна-27» запланирована отработка посадки в приполярных районах — предполагается, что этот маневр пригодится в дальнейшем для пилотируемых экспедиций.
В обсуждаемую программу, вероятно, войдет и строительство автоматической межпланетной станции «Луна-28», которая должна стартовать после 2030 года. Не исключено, что эта миссия отправится уже с планетоходом на борту.
Созданием концептов трех луноходов для разных целей — геологической съемки, поисково-разведочных работ и изучения структуры лунного грунта на глубину в несколько десятков метров — занимается Институт геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского (ГЕОХИ РАН). Как рассказал заведующий лабораторией геохимии Луны и планет ГЕОХИ РАН Евгений Слюта, по заданию госкорпорации «Роскосмос» технический облик тяжелого лунохода уже разработан в ЦНИИ робототехники в Санкт-Петербурге, среднего лунохода «Геолог-разведчик» — в НПО им. Лавочкина, а малый луноход «Геофизик» пока находится на стадии НИОКР. Все эти машины планируется доставить на Луну после 2030 года, но собирается ли государство финансово поддерживать проект, будет ясно только после утверждения новой космической программы.
По информации из открытых источников известно, что с запуска «Луны-28» может начаться подготовка к строительству российско-китайской лунной базы. Анатолий Петрукович поясняет, что все договоренности с китайскими партнерами о совместном исследовании спутника на сегодня остаются в силе, хотя проект базы пока не получил конкретных очертаний.
В программу также включены миссии на Венеру и Марс, которые в настоящее время находятся в стадии продумывания концепций. «Концепция — это не разговоры о главном, а важный этап, который нельзя игнорировать. В ней формулируются требования к будущим работам, помогающие понять, чего мы хотим и сколько это примерно будет стоить. А затем уже выпускается техническое задание на создание аппаратов», — подчеркивает Анатолий Петрукович.
Напомним, что на Венеру пока садились исключительно советские АМС. В «космический ад» (температура поверхности Венеры достигает +462 °С, давление составляет около 93 бар — это в 92,1 раза выше, чем на Земле, примерно как на глубине 910 метров) наши стационарные станции спускались дважды в 1982 году. В настоящее время к «горячей соседке», помимо России, собирается отправить миссию NASA.
Марс же остается непокоренной высотой: 17 попыток, предпринятых в СССР, оказались безуспешными, хотя в 1971 году наша страна была близка к штатной мягкой посадке станций на железистый грунт Красной планеты. Российские старты, проведенные в 1996-м и 2007-м, тоже не принесли желаемого результата. Но эта задача, как дал понять Владимир Путин в Бауманке, не снимается с повестки дня.
Ракеты для полетов за сотни тысяч и миллионы километров от Земли у России имеются. По словам Анатолия Петруковича, на Венеру и Марс могут отправиться «Ангара-А5» и «Протон». А вот посадка АМС на другие небесные тела пока видится «элементом ультра-си», для освоения которого необходимы упорные тренировки в полевых условиях дальнего космоса.
Свежие комментарии