На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Монокль

596 подписчиков

Свежие комментарии

«Болеро. Душа Парижа»: нелюбимый шедевр

В российский прокат выходит фильм Анн Фонтейн, рассказывающий историю создания самого известного сочинения Мориса Равеля

ARNA MEDIA
читайте на monocle.ru

В российский прокат выходит фильм Анн Фонтейн, рассказывающий историю создания самого известного сочинения Мориса Равеля

Морис Равель, автор «Болеро», одного из самых популярных за всю историю музыки музыкальных произведений, — редкий гость на киноэкранах, как и его портреты на каких бы то ни было стенах.

Если зритель никогда не обращался к его биографии, не делал запрос на это имя в поисковых системах, внешность Рафаэля Персонаса в образе Мориса Равеля станет для него сюрпризом. Как и внешность Жанны Балибар в образе Иды Рубинштейн, несмотря на то что в российской культуре память о ней сохранилась — благодаря портрету, написанному Валентином Серовым. На нем танцовщица с нескладной фигурой сидит вполоборота к зрителю полностью обнаженной. Портрет был написан в 1910 году. В фильме Ида Рубинштейн появляется в конце тридцатых, когда ей уже за сорок (играющей ее роль Жанне Балибар за пятьдесят). В России она тоже не входит в число растиражированных в кино персонажей. Хотя позирование для полотна Валентина Серова не единственный ее культурный подвиг, значимость которого со временем только увеличивается.

ARNA MEDIA: В роли Иды Рубинштейн — Жанна Балибар

Ида Рубинштейн, еще до Первой мировой войны перенесшая свою артистическую деятельность во Францию, заказала Морису Равелю «Болеро». Она даже определила его длительность: семнадцать минут — и приложила немало усилий для того, чтобы это сочинение все-таки появилось на свет. В фильме Анн Фонтейн Морис Равель одержим мнительностью. Он сомневается в своем таланте и не уверен, что написанные им произведения хороши. Сжигает первую партитуру «Болеро» и стремится забыть его мотив. Но тот его не отпускает. Когда же композитор все же решается предъявить его заказчице, он настаивает на том, что это механический ритм нового времени и наиболее подходящий антураж для его звучания — завод. Не испытывающая никакого пиетета перед композитором танцовщица интерпретирует «Болеро» на собственный манер. Для нее это музыкальный образ соития мужчины и женщины, и она, когда-то решившаяся еще в России в образе Саломеи исполнить танец семи покрывал, не согласна на меньшее. Даже если такой образ претит автору музыки.

Статья по теме: «Болеро. Душа Парижа» в прокате

ARNA MEDIA: В роли Мизии — Дория Тилье

В фильме Анн Фонтейн Морис Равель подчеркнуто асексуален. Он проводит время с женщинами и, кажется, в одну из них — Мизию Эдвардс — даже влюблен. По версии Анн Фонтейн, он всегда держал с ней дистанцию, несмотря на то что та была к нему расположена. Анн Фонтейн допускает, что он мог быть фетишистом: в фильме есть эпизод с перчатками Мизии Эдвардс, забытыми в машине: когда они достаются Морису Равелю, то становятся для него предметом, вызывающим сильные эмоции. Одно из постоянных мест его времяпрепровождения — публичные дома, но от секса с проститутками он отказывается — всего лишь проводит с ними время. Аналогичная манера общения с женщинами была свойственна еще одному культурному герою тех лет — Александру Блоку. Тот тоже сближался с женщинами и на одной из них, в отличие от Равеля, даже женился, но интимность его близости с женой до сих пор подвергают сомнению.

ARNA MEDIA: Фильм Анн Фонтейн «Болеро. Душа Парижа» рассказывает историю написания Морисом Равелем его самого знаменитого музыкального сочинения

Что бы ни происходило в жизни Мориса Равеля, для Анн Фонтейн это путь, ведущий его к главному сочинению — «Болеро». Оно вершина его творчества, хотя композитор этого так и не признал. В финале страдающий расстройством памяти Равель, уезжая в больницу, из которой ему не суждено вернуться, слышит пластинку с этой музыкой и не узнает ее. Для него «Болеро» — нежеланный и нелюбимый ребенок, появившийся на свет в силу непредвиденных обстоятельств. Он заставил себя написать эту музыку под давлением русской балерины. Если бы не данное ей обязательство, «Болеро» было бы уничтожено.

Анн Фонтейн рассказывает историю, в которой не композитор направляет творческую волю в избранном им направлении, а музыка находит композитора и воплощается в мир через его сознание вопреки его воле. Ничего подобного ни прежде, ни после Морис Равель не написал. Это его единственное произведение, ставшее международным шлягером. И все же, как убеждает нас фильм Анн Фонтейн, едва ли кто-то другой смог бы написать эту музыку, какой бы незатейливой она ни казалась.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх