На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Монокль

602 подписчика

Свежие комментарии

  • Галина
    Лохматый веник метет не в ту сторону... весь мусор его ему  же в рожицу и прилетит..«Рюс, сдавайся, м...
  • Владимир Самборский
    Все правильно, кроме того, что в академики его не избрали!Академик Ковальчу...
  • Стефания Новак
    Понятно, не хотят что то говорить о США! Ясно что США руководит всеми странами! А мы взяли и отдали туркам это линию....Официальная реакц...

Впечатляющий рост пассажирских авиаперевозок может упереться в потолок

Пассажиропоток российской авиации по итогам 2024 года превысил досанкционный уровень. Но сспециалисты в авиационной отрасли скептичны по поводу дальнейшего роста, как не обеспеченного самолетным парком. Менеджеры в сфере туризма и маркетинга оптимистичнее

yakovlev.ru Российские авиакомпании отнюдь не "сели в лужу", но им надо улететь от неё подальше
читайте на monocle.ru

Пассажиропоток российской авиации по итогам 2024 года превысил досанкционный уровень.

Но сспециалисты в авиационной отрасли скептичны по поводу дальнейшего роста, как не обеспеченного самолетным парком. Менеджеры в сфере туризма и маркетинга оптимистичнее

Отличные показатели

Согласно статистике Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), по итогам 2024 году российские авиакомпании перевезли 111,607 млн пассажиров. Это, подсчитал портал ATO.ru, на 605 тыс. пассажиров больше, чем в 2021 году, после которого санкции ограничили и использование иностранных самолетов в авиапарке компаний, и непосредственно направления полетов.

Статья по теме: Выпуск гражданских самолетов получил первую крупную порцию финансирования

Рост в 2024 году объемов перевозок по сравнению с 2021 годом был достигнут за счет увеличения международного пассажиропотока. Он вырос на 15%, почти до 27 млн человек. Во многом такой рост стал возможен за счет очистки отечественными авиакомпаниями своих самолетов от двойной регистрации, которая не позволяла ставить их на международные рейсы.

На внутренних рейсах было перевезено 84,6 млн пассажиров, что ниже результата 2021 года (87,5 млн пассажиров).

И один из пяти крупнейших российских авиаперевозчиков перевез пассажиров меньше, чем в прошлом году: на 18,9% упал этот показатель у S7 Airlines. Остальные в плюсе и растянулись в «забеге» так: «Россия» — рост почти на 27%, «Аэрофлот» — на 19,3%, «Победа» — на 5%, «Уральские авиалинии» — на чуть более 1%. Всего на эту пятерку пришлось 77,7 млн пассажиров, или 69,6% общего пассажиропотока. Годом ранее их доля составляла 68,9%.

Статья по теме: Superjet с российским двигателем будет новым самолетом

Успех держится в воздухе не без труда

В 2024 году российская авиационная отрасль продемонстрировала впечатляющую способность к восстановлению, несмотря на серьезные вызовы, связанные с санкциями, отмечает пилот, заслуженный работник транспорта Александр Фадеев. Общий пассажиропоток достиг 111,6 млн человек, превысив показатели досанкционного 2021 года. Однако за этим общим ростом скрываются разнонаправленные тенденции в разных сегментах рынка.

Ключевым фактором восстановления объемов перевозок, по словам эксперта, стал своевременный вывод значительной части самолетов иностранного производства из зарубежных регистров. Это решение позволило авиакомпаниям более гибко использовать свой парк воздушных судов, в том числе на международных направлениях. Как результат — впечатляющий рост международного пассажиропотока на 15%.

«Конечно, необходимо понимать, что этот рост во многом обеспечен за счет переориентации на новые туристические рынки, такие как Турция, ОАЭ и страны Азии. Традиционные европейские направления пока остаются недоступными. Кроме того, рост международных перевозок сдерживается высокими ценами на билеты из-за роста курсов иностранных валют. Поэтому вопрос долгосрочной устойчивости положительной динамики в этом сегменте остается открытым», — говорит Александр Фадеев.

А вот на внутренних линиях эксперт видит более беспокоящую картину. Причины того, что объем перевозок пока не дотягивает до уровня 2021 года, носят комплексный характер, полагает он. Во-первых, из-за ухода Airbus и Boeing образовался дефицит узкофюзеляжных самолетов, которые традиционно эксплуатировались на внутренних линиях. Во-вторых, выросли цены на запчасти и обслуживание иностранных судов. Все это привело к росту себестоимости и цен на билеты. Ну и конечно, нельзя сбрасывать со счетов общую проблему нехватки региональных самолетов российского производства — таких как Ан-24, Як-40 и даже Ан-2. Без малой авиации трудно рассчитывать на связность и доступность перевозок внутри страны.

Статья по теме: Открыты новые терминалы аэропортов от Крайнего Севера до Юга России

Если говорить о расстановке сил на рынке, то, указывает Александр Фадеев, заметно укрепление позиций группы «Аэрофлот», увеличившей свою долю до 49,5%. Это стало возможным как за счет государственной поддержки, так и за счет эффективных рыночных стратегий, включая развитие дочерних компаний для разных сегментов спроса. В то же время проблемы с двигателями Pratt & Whitney серьезно ударили по S7 Airlines, потерявшей почти пятую часть своей рыночной доли. Это лишний раз подчеркивает важность технологической устойчивости и необходимость диверсификации парка самолетов в условиях санкционных рисков.

Что касается прогнозов на 2025 год, то эксперт ожидает сохранения общего тренда на восстановление объемов перевозок, однако рост будет постепенно замедляться. Главными сдерживающими факторами станут нарастающий износ парка и вероятные санкции на поставку запчастей. В этих условиях критически важным для будущего отрасли становится фактор развития отечественных самолетов, таких как Superjet 100, MC-21 и Ту-214. Скорейшее расширение их производства и ввод в коммерческую эксплуатацию должны стать безусловным приоритетом государственной политики в сфере гражданской авиации.

«На мой взгляд, сейчас российская авиаотрасль находится на перепутье. С одной стороны, она демонстрирует удивительную жизнеспособность и умение адаптироваться к новым вызовам. С другой стороны, накопленные структурные проблемы и риски требуют системных решений. Будущее отрасли зависит от способности государства и бизнеса находить баланс между оперативными антикризисными мерами и долгосрочными стратегическими приоритетами. Решающее значение будет иметь синергия импортозамещения, технологического обновления и развития внутреннего рынка авиаперевозок. Такой подход позволит российской авиации не только устоять перед лицом санкций, но и выйти из этого кризиса более сильной и конкурентоспособной», — заключает Александр Фадеев.

«Пассажиропоток достиг предела»

В 2024 году, отмечает независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов, вместо традиционных европейских рейсов российские авиакомпании развивали авиасообщение с другими странами, расширяя географию полетов. Среди самых востребованных пунктов назначения оказались Турция, Таиланд, ОАЭ и Армения. Драйверами роста международного пассажиропотока отечественных авиакомпаний стал Китай, куда российские туристы ездили в три с лишним раза чаще, чем в 2023 году. Также стоит отметить Маврикий, Вьетнам и Филиппины, которые показали двукратный рост пассажиропотока.

Интересно, что во второй половине 2024 года вырос спрос на стыковочные перелёты в Европу через постсоветские страны. Например, открылись рейсы Fly One из Еревана в Тиват, Eurowings в Берлин, Wizz Air из Кутаиси в Будапешт, Рим, Милан и греческие Афины, Салоники и Ларнаку.

При этом, как считает эксперт, российские авиакомпании смогут перевезти в 2025 году меньше пассажиров по сравнению с предыдущим годом. Основной фактор — перенос сроков поставок российских среднемагистральных самолётов SSJ-New и МС-21 на 2026 год из-за технических затруднений и необходимости дополнительных испытаний, что может привести к ускоренному износу уже имеющихся самолётов.

«Кроме того, в прошлом году пассажиропоток достиг предела, который ограничен именно количеством самолетов и доступных в них мест: средняя загрузка кресел выросла до 93% при нормальной загрузке в районе 75%. К сожалению, эта ситуация говорит о том, что цены на билеты будут расти, что может негативно сказаться на пассажирском спросе», — делает вывод Алексей Тузов.

Русский турист между Мальдивами и Маврикием

Впрочем, спрос на полеты будет, и в первую очередь, со стороны российских туристов на поездки за границу. Если говорить о зарубежных направлениях — топ-лист популярных дестинаций у россиян остается прежним, говорит коммерческий директор группы отелей «Русские сезоны» Инна Рындина. Турция с ее неизменной концепцией «все включено», Таиланд с теплым морем и сравнительно недорогими отелями. Не последнее место занимает Шри-Ланка с возможностью оценить местные специалисты в ресторанах, ну и конечно Абхазия с ее нетронутой природой. Однако на первом месте у гостей с чеком выше среднего остаются острова на Мальдивах и отели Арабских Эмиратов. В основе выбора все те же три кита: прямой перелет, простые правила въезда и комфортные для отдыха пляжи, наличие разнообразных развлечений и достопримечательностей.

Особой популярностью у туристов пользуются Мальдивы, подтверждает ведущий специалист отдела маркетинга и рекламы Resort Holiday Николай Белолипецкий. Так, например, по его словам, в 2024 году Мальдивские острова впервые в истории приняли более 2 млн иностранных туристов. Туристы из России заняли почётное второе место, первыми оказались китайцы. Добраться до райских островов не составит труда, прямые регулярные рейсы выполняет национальный авиаперевозчик «Аэрофлот», помимо этого, рейсы предлагают и ближневосточные перевозчики. 

Вторым популярным направлением эксперт называет остров Маврикий. Летом 2024 года на острове Маврикий официальная статистика зафиксировала визиты 3,7 тысячи российских туристов, что на 36,6% больше, чем за три летних месяца прошлого года. Несмотря на отсутствие прямых рейсов в зимнем сезоне, остров остается очень популярным. Также популярен и Китай, в частности, остров Хайнань, у «Аэрофлота» есть вылеты как из столицы, так и из регионов, направление также популярно, загрузка на рейсах хорошая.

На самолете за покупками

Впрочем, добавляет маркетолог, основатель компании «Offлайн» Никита Сенников, рост пассажиропотока российских авиакомпаний объясняется не только стремлением граждан отдохнуть, но и возможностью купить товары, которые стали недоступны или крайне дорогими в России из-за санкций. «Считаю, что это стало одной из причин, стимулирующих развитие выездного туризма», — говорит он.

Турция, например, продолжает оставаться лидером по популярности, рассказывает эксперт. Помимо пляжного отдыха, россияне активно совмещают поездки с покупками брендов: одежды, аксессуаров и бытовой техники. Такие поездки для граждан РФ часто оказываются экономически выгоднее, чем заказывать товары через интернет по завышенным ценам. Объединенные Арабские Эмираты, особенно Дубай, становятся привлекательным направлением благодаря разнообразным торговым центрам, где можно найти брендовые вещи, ушедшие с российского рынка. В Египте и Таиланде туристы не только отдыхают, но и приобретают также бренды, косметику, ювелирные изделия и другие товары, которые сложно найти в России.

«Думаю, что в ближайшие годы подобная тенденция сохранится, особенно если санкции останутся в силе. Считаю, что граждане продолжат рассматривать поездки за границу как способ восполнить нехватку привычных товаров и одновременно насладиться отдыхом. Такие поездки становятся важной частью образа жизни, позволяя не только наслаждаться культурными особенностями других стран, но и решать практические задачи», — заключает Никита Сенников.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх