На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Монокль

598 подписчиков

Свежие комментарии

  • АндрейБорков
    За  то у немчуры будет больше свободного времени, они меньше будут пахать на заводах и фабриках и больше заниматься с...Германия: падение...
  • Олег Самойлов
    Я так думАю-думаваю, что границу  придется просто советскую восстанавливать, знаки менять и заставы реставрировать! Н...Украина запросила...
  • Виктор Луговой
    А мы таки кажем: "Хiхлы (непечатное), - що с щячлом?"  А слышно, что у нас ещё списочек системок, кои тихо-мирно апро...Украина запросила...

Маркетплейс для мобильных и спонтанных

Создатели платформы автомобильных путешествий smorodina.ru планируют расширить возможности для отдыха автотуристов за счет привлечения большого числа продавцов туров и уникальных туристических продуктов

ОЛЕГ СЕРДЕЧНИКОВ Коммерческий директор проекта smorodina.ru Татьяна Шикалова: «Мы хотим не только закрывать имеющийся спрос на автотуры, но и создавать новые потребности у человека в путешествии»
читайте на monocle.ru

Создатели платформы автомобильных путешествий smorodina.ru планируют расширить возможности для отдыха автотуристов за счет привлечения большого числа продавцов туров и уникальных туристических продуктов

Автомобильный туризм в России в последние годы становится все более популярным. Нельзя сказать, что он растет высокими темпами: по данным маркетинговых исследований, количество поездок увеличивается не более чем на 3% в год.

Однако на фоне подъема внутреннего туризма в последние два года и турагентства, и отельеры все больше говорят о востребованности туров выходного дня «куда-нибудь не очень далеко от дома».

Статья по теме: Санкур для современного пролетариата

В апреле этого года российское правительство утвердило Концепцию развития автомобильного туризма до 2035 года. Главный акцент в ней сделан на развитие придорожной инфраструктуры, средств связи, на повышение доступности туристических объектов, качества услуг дорожного сервиса, безопасности поездок.

Безусловно, все перечисленное выше является серьезным стимулом для развития автотуризма. Однако разработчики платформы автомобильных путешествий «Смородина» (от словосочетания «Смотри Родину») считают — и опыт разных городов это подтверждает, — что наличие инфраструктуры не всегда приводит к росту числа туристов. Путешественникам важны впечатления — то, зачем они туда едут. А с этим потенциальные центры притяжения туристов не всегда справляются.

Создаваемая компанией «Комплексное планирование автомобильных туров» платформа smorodina.ru ставит своей задачей изменить эту ситуацию, предлагая автотуристам не просто места, куда можно поехать, а эмоции и развлечения — зачем поехать. Платформа была запущена месяц назад и уже предлагает более 100 автотуров. По расчетам компании, число потенциальных партнеров платформы может превысить 1500. Цель создателей проекта масштабна: стать платформой номер один по автотуризму в стране и не только удовлетворять спрос на путешествия в различные регионы, но и создавать у туристов новые потребности. О том, как этого достичь, мы поговорили с коммерческим директором проекта smorodina.ru Татьяной Шикаловой.

— Что представляет собой платформа smorodina.ru?

— Мы создаем маркетплейс автомобильных путешествий, на котором можно купить готовый тур в нужной локации и в подходящие даты. Хочу сразу сказать, что мы предлагаем не туристические объекты, а готовые предложения, как можно провести время в автопутешествии. Заходя к нам на платформу, человек видит список туров, их распределение на карте и делает выбор в соответствии со своими предпочтениями: с кем он хочет поехать, на сколько дней, направленность тура — гастрономический, оздоровительный, религиозный и так далее. Наша цель — чтобы в каждом регионе было представлено достаточное количество таких туров и они были разнообразными.

— Что включает в себя такой тур?

— Тур объединяет развлечение и размещение, если оно нужно. Все, что предлагается на платформе, гарантируется к использованию без всяких дополнительных резервирований. Приоритетная составляющая туров — развлечения, куда мы относим любые активности: экскурсии, дегустации, мастер-классы, зоопарки, спортивные мероприятия, посещение ферм, оздоровительные мероприятия и так далее. Другая часть — проживание, если человек едет не на один день. Причем проживание уже входит в готовый тур. На своей платформе мы объединяем предложения от отелей и гидов, если они приходят к нам отдельно, для того чтобы создать для автопутешественников комплексный продукт.

— В чем специфика автопутешествий, чем они отличаются от других направлений туризма?

— Во-первых, это локальная, региональная история, речь идет о коротких поездках на один‒четыре дня в радиусе 350 километров. Вторая особенность — спонтанность таких путешествий: захотел куда-то поехать, посмотрел, выбрал точку, сел в машину, поехал.

— Кто выступает продавцами туров, которые представлены у вас на платформе? Турагентства?

— Организаторов туров мы делим на несколько категорий. Первая — это те, которые где-то уже размещают информацию о своих турах, но не делают это специально для автопутешественников. Они часто имеют свой сайт, на котором продают туры. Наша задача и наша совместная работа с ними связана с адаптацией — переупаковкой их туров под автопутешественников. Вторая категория — это организаторы, которые пока не взаимодействуют с подобными платформами, потому что либо не знают о них, либо нет опыта, либо их не устраивают условия. Чаще всего сайт у них если и есть, то он информационный, на нем невозможно совершить покупку. Все бронирование происходит по звонку, по телефону либо в турагентстве. Часто они имеют свои социальные сети, телеграм-каналы и там продвигают свои услуги. У этой категории продавцов есть готовые предложения, но до них сложнее дойти, убедить пользоваться такими traveltech-продуктами, как наш, для повышения в том числе собственного трафика. И третья наша целевая аудитория — это те, кто еще не занимается организацией таких туров. Как правило, это представители малого и среднего бизнеса с туристическим потенциалом. Например, это могут быть фермерские хозяйства, винодельни, сыроварни, это могут быть промышленные предприятия, мастерские — те, кто находится около туристического бизнеса, но прямо не предлагает туристические продукты. И наша задача, особенно для повышения разнообразия предложения в каждом регионе, приходить к этой целевой аудитории, рассказывать, как они могут реализоваться и в этом направлении. То есть мы хотим развивать среднее и малое предпринимательство в туристической сфере.

— А какой интерес малому и среднему бизнесу развивать у себя туристическое направление?

— Они могут больше заработать. Фермерское хозяйство может увеличить продажи своей продукции туристам. Актерская бригада или аниматоры продадут свои услуги новым клиентам. Будет поддерживаться спрос на кустарное производство локальных сувениров. Знатоки местности получат возможность монетизации своих знаний.

— Каким образом вы привлекаете продавцов?

— Таргетированное рекламное продвижение, различные партнерские программы. Мы также развиваем агентскую сеть — ищем агентов, которые привлекают организаторов туров на платформу. Наши агенты — это либо те, кто в турбизнесе и хорошо знает туристический рынок, либо те, кто живет в конкретном регионе, сам пользуется туристическими услугами и ищет дополнительный доход. Это могут быть, например, мамы в декрете, студенты, прежде всего факультетов, связанных с туризмом.

— А отели не являются вашими партнерами?

— Бронирование отелей не является нашим предложением для пользователей. Мы предлагаем комплексные туры, включая проживание. Как правило, организаторы туров сотрудничают с определенными отелями, и, когда они приходят к нам с готовым продуктом, в них уже включен объект размещения. Но отели сами могут формировать и предлагать на платформе туры, направленные на посещение инфраструктуры в этих отелях или различных мероприятий — например, спа-комплексов, дегустаций, каких-то спортивных мероприятий.

— А кто еще кроме отелей может создавать такой продукт и продавать через вас? Может быть, рестораны?

— Да, у нас как раз сейчас в разработке есть кейс с рестораном из Ленинградской области, в котором проходит много разных мероприятий: мастер-классы и дегустации. Мы предложили им разместить на smorodina.ru гастрономический тур, показывая совершенно другой рынок: к ним может приехать новая аудитория — автотуристы из своего и соседних регионов. Помимо этого фермерские хозяйства, сыроварни, винодельни, музеи-усадьбы (где часто есть места для проживания) могут создавать туристические предложения. Или промышленные предприятия: они могут организовывать туры для предпринимателей, студентов вузов, проводить различные мастер-классы и так далее. Сейчас это делается от случая к случаю, по мере возможности. Платформа призвана расширить целевую аудиторию, сделать такие мероприятия регулярными.

Курс на спонтанность

— Каким образом происходит взаимодействие с автопутешественниками?

— Главная отличительная черта автотуристов — их автономность, мобильность и самостоятельность. Они не хотят быть участниками группового туризма. К нам сейчас приходит очень много организаторов автобусных туров и говорят: давайте путешественники приедут на своих автомобилях, мы их пересадим на автобус и поедем на экскурсию. Этот вариант мы не рассматриваем. Есть несколько вариантов сопровождения турагентами автопутешественников. Турагент делает описание маршрута, ставит точку места сбора и время встречи. Туда все съезжаются, и дальше либо путешествие происходит на нескольких машинах с остановками в нужных местах, либо гид садится в машину к туристам и проводит экскурсию. При первом варианте сейчас часто используется специальное радиооборудование, по которому туристы в своей машине слушают гида.

— Я понимаю, что ваш проект на самом старте, но очень трудно выбрать вслепую маршрут и гида, не понимая, кто он такой, какой туроператор это предлагает, не имея никаких отзывов…

— Так как мы за безопасное путешествие, мы хотим, чтобы у нас были только реальные отзывы от туристов, которые действительно побывали в этом месте. Если мы видим у себя предложение от продавца, у которого постоянно низкий рейтинг, то наша задача — связаться с организатором, выяснить причины неудовольствия туристов. Если, допустим, он не хочет устранять эти причины, мы просто снимаем его тур с платформы. Роль платформы заключается в том, чтобы отсеивать с ее витрины недобросовестных продавцов.

— Насколько востребована может быть комплексная услуга — тур плюс проживание — на вашем маркетплейсе? Можно ведь самому забронировать отель и заказать экскурсии на том же «Трипстере»?

— Если путешественник привык и ему нравится самому все организовывать — это, скорее всего, не наша целевая аудитория. Но очень часто на это не хватает времени, ведь мы помним, что автотуризм — это чаще про спонтанность, Как правило, локальные автопутешествия планируются за два-три дня до поездки. И наша задача, рассчитывая на этот запрос, предложить туристу варианты наполнения времени разными развлечениями.

— Какие есть сложности при взаимодействии с продавцами?

— Есть не то, чтобы сложности, а просто идет формирование этой новой модели бизнеса. Например, есть особенности оплаты услуг. Покупатель, турист, заходит на нашу платформу, выбирает предложение и сразу же оплачивает покупку. Деньги поступают на номинальный счет, где они находятся до тех пор, пока путешественник не приехал и ему не оказан сервис, или, по крайней мере, до тех пор, пока он не убедился, что тот или иной глемпинг существует на самом деле и его там ждут. Процесс выстроен таким образом: турист показывает организаторам уникальный код, который он получил, когда оплачивал заказ. Сложность в том, что организаторы привыкли к предоплате, но когда мы объясняем, что таким образом мы защищаем нашего клиента от мошенничества, от некачественного оказания услуг, вопросов ни у кого не остается.

Автотуризм в цифрах

53% путешественников совершили туристические поездки летом на автомобиле в 2024 году

63% путешествий совершаются на расстояние до 350 км

49% семей имеют автомобили в России

51% автотуристов выбирают путешествия на один-три дня

48% опрошенных декларируют интерес к автотуризму: «не ездил, но хотел бы»

90% путешествуют на собственном автомобиле, а в группе 25‒34-летних 26% — на арендованном

Месячный оклад — на автотур

— Кто устанавливает цену на продукт на вашем маркетплейсе? Пытаетесь ли вы как-то влиять на цену продавца, как это делает, например, Wildberries или тот же Booking.com, который не разрешал отелям продавать номера дешевле, чем на его агрегаторе?

— У нас нет задачи регулирования цены. Цену устанавливают организаторы тура. Мы понимаем, что есть те, кто будет путешествовать за пять-восемь тысяч, а есть те, кто будет покупать комплексные предложения за 30 тысяч. Возможно, люди, которые покупают за восемь, будут переходить в категорию за 30, но реже путешествовать, за счет того, что предложение интереснее.

— Какова емкость спроса на автопутешествия в деньгах?

— Средняя российская семья тратит на автопоездки 120 тысяч рублей в год при среднем месячном доходе одного члена семьи порядка 60‒70 тысяч. То есть за год месячный доход семьи тратится на автопутешествия. И это не отпуск, а просто поездки выходного дня. В год в стране совершается 40 миллионов автопоездок, и с каждым годом это количество растет.

— Выручка вашей платформы будет складываться из комиссии с продавцов?

— Да. Точную цифру назвать не могу, это гибкая история. В дальнейшем наша финансово-экономическая модель может меняться, возникнут дополнительные источники доходов — от новых сервисов, рекламодателей.

— Сколько планируется инвестировать в создание платформы?

— На сегодняшний день уже вложено 200 миллионов рублей.

Создавать потребность в путешествии

— Если вернуться к вашему продукту, как вы планируете его развивать, помимо формирования списка туров?

— Мы планируем запустить travel-медиа как неотъемлемую часть путешествий, где мы рассказываем об автопутешествиях, даем рекомендации, инструкции, делимся интересными маршрутами. В будущем мы хотим освещать локальные события, потому что в регионах, например, проходят фестивали, ярмарки, и, как правило, информация о них появляется только за несколько дней на каком-то региональном портале. Мы же можем предоставить инструмент, с помощью которого жители Бурятии, например, узнали бы о гастрофестивале в Иркутске и могли бы туда приехать.

Если смотреть на развитие продукта в целом, мы хотим не только закрывать имеющуюся потребность, но и создавать потребность в новом путешествии. Человек, может быть, и не хотел ехать, но, сталкиваясь с нашим продуктом, говорит: хочу! Или никогда не путешествовал на машине, а мы ему помогаем, предлагаем стать мобильным и спонтанным.

— Будет ли мобильное приложение?

— Да, уже в самом ближайшем будущем. В его состав мы хотим встроить туристический навигатор, где будут показаны все локальные аттракции по пути следования маршруту — достопримечательности, коммерческая инфраструктура, объекты развлечений. Плюс у нас есть задумка давать в виде ленты фотографии путешествий, которые на самом деле являются турами и продаются на нашей платформе. Человек просто листает красивые фотографии, а это такая уже устоявшаяся привычка за счет социальных сетей, и говорит: классно, а что это такое? Я хочу здесь побывать. Нажимая на фото, он переходит в готовый тур. И таким образом мы можем создавать новую потребность.

— Ну вот уже есть «Яндекс. Навигатор», который показывает разные объекты на карте. Вы будете чем-то отличаться?

— Это разные продукты. Мы не собираемся размещать на нашей карте все подряд. Наша целевая аудитория — это автопутешественники, и приложение будет включать информацию, которая необходима именно им. Мы хотим, чтобы на нашем навигаторе были места, рекомендуемые пользователями, а не нами.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх