Пока с высоких трибун маркетплейсы и прочие цифровые платформы приветствуют как долгожданный новый цифровой бизнес, все большему числу людей «на земле» становится очевидно, что никакой революции на самом деле эти компании не совершили.

Пока с высоких трибун маркетплейсы и прочие цифровые платформы приветствуют как долгожданный новый цифровой бизнес, все большему числу людей «на земле» становится очевидно, что никакой революции на самом деле эти компании не совершили.
Статья по теме: ПВЗ под прицелом, маркетплейсам приготовиться
Все, что они сделали, — хакнули систему, чтобы не открывать торговые точки, не нанимать людей и не платить за них налоги и взносы, а также не нести другие необходимые раньше расходы. Все это должен за платформу делать кто-то другой — или не делать вовсе. Так, никто не следит за тем, соблюдает ли таксист правила движения, в порядке ли его здоровье, когда он садится за руль. Конечно, если водитель, проведя сутки за рулем, врежется в столб, вы сможете написать плохой отзыв. Но в отличие от таксопарка платформа, через которую было заказано такси, на себя не берет никакой ответственности даже гипотетически.
«Последняя миля» — самая сложная и затратная для продавцов. Но онлайн-платформы придумали, как от нее избавиться, продав десяткам тысяч людей идею малого бизнеса в виде пунктов выдачи заказов и фактически переложив на них все расходы на создание торговых точек и обслуживание покупателей. В ПВЗ работает до полумиллиона человек, и не все из них оформлены по ТК — многие на самозанятости, а кое-кто и вовсе трудится «вчерную», без всякого оформления. Будем честны: прежде всего именно это, а не инновационные IT-решения позволяют маркетплейсам бурно расти и держать более низкие цены в сравнении с традиционной розницей. Заставьте устроить всю эту армию в штат и платить 13% НДФЛ и 30% страховых взносов — и у платформ либо на те же 40% вырастут цены, либо их сети сожмутся втрое, приблизившись к размерам офлайн-конкурентов. А если в соседнем доме нет ПВЗ и курьер придет только за дополнительную плату — уже и идея что-то купить на маркетплейсе теряет свою заманчивость.
И это не говоря о том, что маркетплейсы фактически превратили огромный рынок товаров народного потребления в рынок «лимонов». Напомним, еще в 1970 году американский экономист Джордж Акерлоф опубликовал работу «Рынок “лимонов”: неопределенность качества и рыночный механизм», в которой описал, как асимметричность информации, а точнее, ее недостаток у покупателя разъедает рынки. На примере рынка подержанных машин Акерлоф показал, что некачественные авто («лимоны») постепенно вытесняют приемлемые по качеству. Покупатель может сравнивать товар только на основании внешнего вида и цены, а продавец склонен снижать цену именно на «лимоны». Постепенно это подрывает доверие ко всему рынку, и продавцы хороших авто не могут сбыть их за разумную цену, так как покупатели везде видят подвох. Позже, в 2001 году, Акерлоф получил за это Нобелевскую премию. А еще двадцать лет спустя мы оказались перед полными маркетплейсами «лимонов» — единственным решающим фактором становится цена, так как адекватно оценить качество покупатель не в состоянии (отзывы могут помочь, но это скорее эпистолярный жанр, а не реальная помощь).
По идее, маркетплейсы, сервисы доставки еды и прочие цифровые платформы должны вот-вот перейти от захвата рынка к повышению своих доходов. И тогда мы увидим, кто готов доплачивать за удобство доставки копеечного товара в соседний дом, а кто нет. И каков реальный покупательский спрос на услуги доставки — если выставить адекватные цены на нее. Если в случае с такси «Яндекс» сначала монополизировал рынок, что и позволило ему потом спокойно поднимать цены, то на других рынках монополизацией пока и не пахнет. Так что борьба будет на выживание.
Свежие комментарии