Дефицит квалифицированных рабочих кадров нарастает и ставит под угрозу дальнейшее развитие экономики страны
читайте на monocle.ruДефицит квалифицированных рабочих кадров нарастает и ставит под угрозу дальнейшее развитие экономики страны
«Прогнозы неутешительные, а предложений не прозвучало» — так председатель Государственной думы Вячеслав Володин прокомментировал выступление министра труда и социальной защиты Антона Котякова перед депутатами.
Последние озаботились растущим дефицитом рабочих кадров и пригласили профильных министров прояснить ситуацию в системе среднего профессионального образования и рассказать о том, что намерено предпринять правительство, чтобы обеспечить промышленность, в том числе ОПК, квалифицированными специалистами.Статья по теме: Кто возьмет под управление российскую промышленность
Пусть меня научат
По словам Антона Котякова, потребность рынка труда в кадрах в горизонте до 2030 года составит не менее 2,4 млн человек. При этом численность наиболее активного населения в возрасте 30‒39 лет сократится относительно текущего уровня на 8 млн человек. Министр считает, что для покрытия кадрового дефицита нам придется опираться в основном на внутренние ресурсы. Прежде всего это вовлечение экономически неактивных граждан, сокращение сроков выхода на рынок труда молодых специалистов (читай: сокращение сроков обучения профессии), стимулирование предприятий к тому, чтобы они «подхватывали» своих будущих работников на этапе их обучения.
Антон Котяков подчеркнул, что прогнозы по рынку труда учитывают, в числе прочего, и рост производительности труда в промышленности, повышение уровня роботизации и автоматизации производства. Все эти показатели закреплены в соответствующих документах, и в случае, если достичь их не получится, потребность в кадрах будет еще больше, нежели обозначенные 2,4 млн человек. «Дополнительного ресурса в человеческом капитале у нас нет», — резюмировал министр.
Татьяна Илюшникова, заместитель министра экономического развития, в своем выступлении проинформировала депутатов, что, как ожидает ведомство, к 2030 году общий рост производительности труда по экономике составит 20,7%, в обрабатывающей промышленности — 25,7%.
Рост производительности труда заместитель министра также связала с повышением уровня роботизации, автоматизации и цифровизации. По ее словам, это может высвободить порядка 300 тыс. рабочих мест. Не так уж и много на фоне грядущего дефицита на уровне 2,4 млн.
Что касается системы подготовки кадров, то Татьяна Илюшникова отметила: «На сегодняшний день сформированы все базовые условия и параметры для формирования детального прогноза о кадровой потребности, и на текущий момент первоочередной задачей становится именно актуализация перечня специальностей и направлений подготовки в системе среднего профессионального образования и в вузах». Что ж, сколько именно квалифицированных рабочих будет не хватать стране, мы скоро узнаем с детальной точностью. Другое дело, что, как заметил Вячеслав Володин, требуются конкретные предложения по решению проблемы дефицита квалифицированных рабочих кадров. По его данным, ситуация ухудшается: выпуск квалифицированных рабочих кадров и служащих снизился с 2016 по 2022 год на 12,5%.
Министр просвещения Сергей Кравцов сообщил депутатам, что в современной системе среднего профессионального образования (СПО) России задействовано 3500 образовательных учреждений, в которых обучается 3,7 млн студентов.
Он особо отметил, что престиж рабочих профессий постепенно растет: если в 2018 году доля выпускников девятых классов, поступающих в колледж для получения среднего профессионального образования, составляла 48%, то в 2024-м их было уже 62,5%.
По словам Сергея Кравцова, доля поступающих на технические специальности выросла с 47% в 2010 году до 56% в 2024-м. Нехитрый расчет показывает, что число тех, кто сегодня обучается по техническим специальностям и кого, очевидно, можно отнести к будущим квалифицированным работникам, составляет 2 млн 72 тыс. человек.
Министр рассказал, что в соответствии с поставленной президентом задачей к 2030 году будет подготовлено 2 млн специалистов для ключевых отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, машиностроение, металлургия, электронная промышленность, атомная отрасль, робототехника.
Разрушение начального и среднего профессионального образования началось не вчера, и его восстановление еще не закончено. В 1990-е учреждения профессионального образования были переданы с федерального уровня на региональный. Со всеми вытекающими последствиями в виде недофинансирования. От подготовки рабочих на уровне начального профессионального образования было решено отказаться. Нехватка средств привела к разрушению материально-технической базы образовательных учреждений, что резко снизило качество выпускаемых специалистов, не получивших достаточного количества практических занятий на конкретном оборудовании. Но самое главное — обучение многим специальностям стало платным. Сергей Кравцов пообещал увеличить финансирование СПО и добиться снижения числа платных обучающих программ, а по рабочим специальностям и вовсе сделать их бесплатными.
Надо больше и лучше
В промышленных компаниях высказывают претензии как к качеству профессионального образования, так и к количеству выпускаемых учебными заведениями специалистов.
Так, Ирина Комина, начальник отдела кадров компании «Пензтяжпромарматура», рассказывает, что в Пензенской области два местных вуза ежегодно выпускают 16 конструкторов и технологов по профилю машиностроения, в то время как только в их компании открыто около 20 вакансий по этому направлению.
Операционный директор «ТД Технохим Групп» (производитель моторного масла) Наталья Островерхова считает, что одна из причин кадрового дефицита в нефтехимической отрасли — разрыв между образовательной системой и реальными потребностями производства. «Современные образовательные курсы часто ориентированы на игровые методы и общее развитие, что развивает творческое мышление, но не формирует инженерного подхода, — уверена она. — Без базового понимания технических процессов сложно подготовить специалиста, способного работать в нефтехимической отрасли, где ошибки могут стоить дорого. Восстановление и развитие образовательной инфраструктуры — процесс долгосрочный, а значит, кадровый дефицит в ближайшие годы останется на высоком уровне».
Впрочем, есть и те, кто отмечает положительные сдвиги. Директор по персоналу компании «Технониколь» Екатерина Сорокина говорит, что если еще несколько лет назад в учебных заведениях были программы, не адаптированные к реальной жизни и потребностям экономики, то сейчас они развернулись к бизнесу, стараются активно взаимодействовать с ним, берут на повышение квалификации сотрудников действующих компаний и делятся с ними теоретическими знаниями. Так, в регионах присутствия компании образовательные учреждения активно интересуются жизнью производства и пополняют базу практических знаний реальными кейсами от промышленности. Таким образом, современные студенты получают доступ к актуальной информации о производстве, считает она.
Труд дорожает
По данным исследовательского центра SuperJob, спрос на персонал растет: в этом году число вакансий увеличилось на 10% по сравнению с 2023 годом. При этом темпы роста зарплатных предложений от работодателей из промышленности за год показали наибольший рост, обогнав компании из IT-сектора. Впрочем, в абсолютных значениях зарплаты в IT по-прежнему значительно выше. Число предложений работы в промышленности выросло на 19% к уровню прошлого года. Самые востребованные — инженерно-технические работники.
В SuperJob прогнозируют, что «дефицит кадров в промышленности в следующем году усилится, рост заработных плат в номинальном выражении будет выше инфляции, а предприятия будут прилагать максимальные усилия для привлечения и удержания квалифицированных рабочих и инженеров».
Большинство опрошенных «Моноклем» промышленников говорят, что дефицит на рынке труда весьма острый и в последние годы кадровый голод только усиливается. Причем нехватка персонала нарастала не только в последние два года, а в последние восемь-десять лет.
Свою роль сыграл и уход с российского рынка иностранных компаний. Причем если в каких-то случаях он сказался на решении задачи насыщения российских предприятий кадрами отрицательно, то кое-где дал положительный эффект.
Так, в «Пензтяжпромарматуре» ограничения в поставках зарубежной продукции стали дополнительным фактором для роста кадрового дефицита, так как процесс импортозамещения и связанный с этим рост собственного производства потребовал создания новых рабочих мест, набора дополнительного персонала и вызвал еще больший дефицит специалистов.
А вот компании «Триал-Сервис» (производитель винтовых компрессоров) уход иностранных компаний с российского рынка отчасти помогает решить проблему с наймом. Как рассказывает ее генеральный директор Дмитрий Шульга, «мы смотрим, что происходит у промышленных предприятий, работающих в нашей сфере. Узнаем, кто из европейских производителей сокращает свое представительство, связываемся с сотрудниками, обсуждаем условия». Впрочем, он отмечает, что проблема с инженерными кадрами все равно остается, так как компания активно развивается (число сотрудников почти удвоилось за последние год-полтора) и проблема с поиском инженеров существует.
По данным профильных комитетов «Опоры России», кадровый дефицит в промышленности составляет сегодня 42%. В организации отмечают, что значительный рост зарплат в секторе услуг (курьеры, сотрудники пунктов выдачи и пр.) перетягивает на себя кадры из промышленности — люди не хотят идти на завод, так как могут заработать больше на более легких работах. В свою очередь, предприятия не могут повышать заработную плату столь же быстрыми темпами, поскольку это приводит к удорожанию их продукции, которая может стать неконкурентной с продукций китайских производителей. Хотя, конечно, заработная плата в промышленности, как уже было сказано, растет.
Старший партнер агентства по подбору персонала M-Choice Executive Search Наталья Павлова говорит, что в среднем по промышленности фонд оплаты труда за последний год вырос на 15‒20% и в некоторых случаях расходы на персонал составляют до 40% от всех затрат.
Владимир Антонов, исполнительный директор компании «Четра» (гусеничная техника), говорит, что заработная плата рабочих профессий сейчас превышает зарплату инженеров в ряде отраслей.
«Расходы на персонал составляют примерно 70 процентов бюджета компании. С одной стороны, это много, — говорит генеральный директор группы компаний “Трайв” (производство метизов) Владимир Леваков. — С другой — не типично для производственной компании, однако мы стараемся поддерживать рыночные условия труда, ежегодно проводя индексацию доходов сотрудников. Поэтому фонд оплаты труда постоянно растет в абсолютных цифрах, в том числе за счет открытия и заполнения новых вакансий. Сама система компенсации имеет жесткую привязку к результату, что позволяет достигать большей справедливости с одной стороны, а с другой — не накладывает на сотрудников никаких ограничений по доходу».
Директор производства «НАТЭК-Нефтехиммаш» Александр Береснев, рассказал, что, по предварительной оценке, фонд оплаты труда в компании по итогам 2024 года увеличится в среднем на 20% по сравнению с 2023 годом. «Конечно же, увеличение ФОТ сказывается на общих расходах компании и влечет за собой ряд стратегических мер, таких как оптимизация расходов по другим статьям для сохранения конкурентоспособности, повышение производительности труда с целью компенсации возросших расходов на персонал, а также пересмотр ценовой политики и поиск новых рынков сбыта для увеличения доходов предприятия», — считает он. Для повышения производительности труда в компании внедрена система ежедневного планирования и оценки результатов для каждого сотрудника на производстве. Только эта мера позволила увеличить производительность предприятия на 15%. В планах — введение такой системы для инженерно-технического отдела, специалистов и вспомогательного персонала. Помимо организационных мероприятий, компания приобрела оборудование для автоматической и полуавтоматической сварки.
Работайте и отдыхайте
Кроме увеличения денежного вознаграждения работников компании идут на расширение социальных мер поддержки, вводят медицинское страхование, предоставляют корпоративный транспорт, полностью или частично оплачивают питание на производстве, финансируют переобучение и повышение квалификации работников, выделяют места на корпоративных базах отдыха, организуют отдых детей сотрудников и так далее.
Так, в лесопромышленной группе «Свеза» в этом году средняя заработная плата была увеличена на 9%, а кроме того, выделены дополнительные средства на увеличение еще на 3% заработной платы некоторым категориям работников для выравнивания уровня зарплаты относительно рынка. Был также расширен социальный пакет. В него включены единовременные выплаты вернувшимся со срочной службы в армии, приветственные бонусы вновь принятым работникам за быстрое оформление, оплата части стоимости арендного жилья, компенсация проезда тем, кто живет далеко и не может воспользоваться корпоративным «развозом» и ряд других «бенефитов».
Как рассказывал на одной из профильных конференций Вячеслав Попов, директор департамента корпоративной культуры и подбора персонала Трансмашхолдинга, в компании также приняты дополнительные меры для повышения лояльности персонала: «Если раньше мы делали упор только на льготы, закрепленные в законодательстве, и общепринятые, стандартные выплаты: день рождения, вступление в брак, выход на пенсию, — то сейчас мы активно внедряем такую схему, как “кафетерий льгот”. То есть мы прописали льготы в основном пакете, плюс сам работник в “кафетерии” в рамках определенной суммы в зависимости от своих потребностей может выбрать ту или иную льготу, которую он хотел бы получать».
В борьбе за квалифицированные кадры компании идут и на такие меры, как предоставление жилья своим иногородним сотрудникам. Как рассказал «Моноклю» генеральный директор ОЭЗ «Дубна» Антон Афанасьев, в октябре этого года было подписано соглашение, которое предусматривает строительство гостиничного комплекса из трех 12-этажных корпусов на 340 апартаментов. Так ОЭЗ «Дубна» отреагировала на спрос со стороны компаний — резидентов экономической зоны на жилье для своих сотрудников.
Нужно больше, чтобы стало меньше
Один из наиболее часто упоминаемых вариантов решения кадровой проблемы — масштабная автоматизация и роботизация производства. Но дело в том, что утолить кадровый голод в промышленности мешает катастрофическая нехватка специалистов, занимающихся автоматизацией и роботизацией. «Технониколь» — максимально продвинутая в этом плане компания, занимающая лидирующие позиции в российской промышленности по производительности труда, которые обеспечивает ей высокая степень автоматизации производства. И в компании отмечают, что наиболее острый дефицит как раз в инженерно-технических специальностях, в том числе не хватает программистов АСУ ТП, энергетиков, механиков. Высокая технологичность производственных линий требует от сотрудников высокой же квалификации. «Бурный производственный рост, который произошел в России за последние полтора-два года, буквально забрал с рынка все опытные кадры. Мы видим даже примеры, когда люди с профильным образованием, но уже много лет работающие не по специальности, возвращаются в профессию», — говорит Екатерина Сорокина.
Владимир Путин поставил задачу: Россия к 2030 году должна войти в топ-25 стран по количеству промышленных роботов на 10 тыс. работников обрабатывающей промышленности, что потребует примерно десятикратного роста их числа (см. «Для нас это очень амбициозная задача», «Монокль», № 22, за 2024 год.).
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, провел исследование, в ходе которого опросил руководителей профильных организаций и выяснил, что главным вызовом для развития промышленной робототехники они считают дефицит квалифицированных кадров. Об этом заявили 73% респондентов.
«Складывается парадоксальная ситуация, когда для решения задач роста производительности труда и кадровых проблем на предприятиях внедряются промышленные роботы, а непосредственно в сфере их разработки, производства и интеграции отмечается значительный дефицит специалистов», — говорит Леонид Гохберг, директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
Есть опасность получить замкнутый круг: для снижения дефицита квалифицированной рабочей силы нужны промышленные роботы, а чтобы сделать роботов, нужны квалифицированные специалисты, которые в большом дефиците.
Свежие комментарии