Эксперты проанализировали исполнение бюджета в январе и увидели проинфляционные риски. Во всяком случае, стимулирующий характер фискальной политики выражен в самой решительной форме.

Эксперты проанализировали исполнение бюджета в январе и увидели проинфляционные риски. Во всяком случае, стимулирующий характер фискальной политики выражен в самой решительной форме.
Минфин отчитался об исполнении бюджета в январе 2025 года. Согласно представленным данным, расходы госказны за первый месяц этого года составили 4,377 трлн рублей (что почти на 75% выше, чем годом ранее), а доходы – 2,671 трлн. Таким образом, дефицит уже в начале года достиг 1,7 трлн рублей или 0,8% ВВП. При том, что финансовое ведомство неоднократно подчеркивало, что бюджет на нынешний год отличается сбалансированностью и запланирован чуть ли не «символический» дефицит в 0,5% ВВП.
Статья по теме: Силуанов: приоритет — укрепление обороноспособности
Впрочем, по мнению экспертов, текущие показатели по расходам, составляющие 10,5% от годового плана – отнюдь не новы: все это мы уже проходили. Как напоминает замначальника отдела аналитических исследований ИКСИ, к.э.н. Вера Кононова, схожая ситуация наблюдалась в начале 2023 года, когда было потрачено 10,3% от общего объема запланированных расходов.
«Впоследствии, в связи с пересмотром расходов в сторону повышения, этот показатель уменьшился, однако аналогичные изменения могут быть и в 2025 году. При этом в январе 2024 года, расходы составляли 6,9% первоначального годового плана, что также было достаточно высоким показателем (с учетом большого количества выходных дней в первый месяц года – «Монокль»). Ускоренное финансирование расходов в начале года, как объясняет Минфин, связано с исполнением госконтрактов, то есть, данные расходы относятся к госзакупкам», – поясняет аналитик.
Кроме того, как отмечает начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст», к.э.н. Олег Абелев, Минфин пока не может выйти на положительный итог привлечения ОФЗ, дефицит не покрывается.
Статья по теме: Нацпроекты: от тренировок к соревнованиям
«Большой объем авансирования и минус по чистому привлечению на долговом рынке привели к резкому росту расходов», – делает вывод эксперт.
Впрочем, сами ОФЗ тоже добавляют веса расходной корзине. «Рост расходов связан с финансированием дефицита бюджета и ростом платежей по новым выпускам ОФЗ в условиях высокой ключевой ставки», – выделяет еще один фактор главный аналитик Ингосстрах Банка Петр Арронет.
Утром импульс – вечером ставка
«С макроэкономической точки зрения ускоренное финансирование расходов бюджета и увеличение его дефицита говорит о том, что фискальная политика на данный момент сохраняет свой стимулирующий характер. На фоне сохраняющихся сверхжестких денежно-кредитных условий и повышения налоговой нагрузки с 2025 года это является важным источником поддержки экономического роста», – рассуждает Вера Кононова.
Однако стимулирование при жесткой ДКП – палка о двух концах. С одной стороны, оно подливает недостающее топливо, с другой – вынуждает все глубже черпать это топливо из казны.
«Когда ставка высокая, любые программы субсидирования означают увеличение разницы между льготной ставкой и ключевой, которую нужно покрывать из бюджета. Если ставка будет долго держаться на высоком уровне – это просто будет означать, что львиная доля бюджетных расходов тратится на компенсирование этой разницы», – поясняет Олег Абелев.
При этом сам Минфин в ходе верстки бюджета на 2025-2027 годы упорно повторял мантру о грядущем снижении бюджетного импульса, как способе обуздать рост цен. Со всеми вытекающими последствиями.
Ведомство неоднократно указывало на то, что в ближайшие годы вливание денег из казны в экономику будет сокращаться – заместить их должна «частная инициатива». А это благотворно скажется на инфляции, притормозив ее. И подтолкнув ЦБ к снижению ставки.
Между тем, текущие расходы бюджета пока что приводят к противоположным выводам.
«Минфин регулярно заявляет о сокращении бюджетного стимула как дезинфляционном факторе, но январские данные пока не подтверждают этот тезис. Высокие расходы свидетельствуют скорее об обратном — бюджет остается серьезным источником денежного предложения в экономике», – развивает тему ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев, – «Высокий уровень расходов оказывает проинфляционное давление. В условиях текущей макроэкономической ситуации это значит, что Центробанк, скорее всего, сохранит ключевую ставку на высоком уровне в течение всего года. Возможности для ее снижения пока ограничены, так как инфляционные риски остаются значительными. Если ставка останется высокой, это приведет к удорожанию заимствований, что может создать сложности для выполнения плана по дефициту бюджета, изначально заложенного на уровне 0,5% ВВП».
Таким образом, получается замкнутый круг, по которому упорно ходят финансовые власти страны. И вырваться никак не могут.
«Вопрос: как сократить бюджетный стимул при высокой ключевой ставке? На него ответа у Минфина пока нет. Если ставка начнет планомерно снижаться, спрэд между реальными и льготными ставками будет сокращаться, влияние бюджетного стимула на инфляцию будет тоже сокращаться и расходы начнут уменьшаться. Пока это теоретические конструкции до момента снижения ставки», – подводит итог Олег Абелев.
Что будет с дефицитом?
Впрочем, все вышесказанное еще не указывает на потенциальный рост дефицита по итогам 2025 года.
Во-первых, как отмечает Игорь Расторгуев, январь отличался ускоренным освоением бюджетных средств – в дальнейшем ситуация может сгладиться.
Во-вторых, как отмечает сам Минфин, растут не только расходы, но и доходы: «По предварительной оценке, объем доходов федерального бюджета в январе 2025 года составил 2 671 млрд рублей, что на 11,4% выше объема поступления доходов в соответствующем периоде 2024 года. При этом в части поступления ключевых ненефтегазовых доходов как федерального бюджета (+9% г/г), так и бюджетной системы в целом (+13% г/г) наблюдается устойчивая положительная динамика».
При этом, как отмечает Петр Арронет постоянное смещение доходов с нефтегазовых на ненефтегазовые (то есть, налоговые) поступления – это позитивный фактор.
Кроме того, в перспективе ведомство планирует снижать риски, связанные с долговой нагрузкой.
«В 2024 году Минфин привлек 4,3 трлн руб., а в 2025-м объем чистого привлечения составит 3,365 трлн рублей через ОФЗ. Снизить долгосрочные риски с ростом стоимости обслуживания долгов Минфин планирует через размещение длинных выпусков с фиксированным купоном в 2025 году», - отмечает главный аналитик Ингосстрах Банка.
В случае же, если с доходами что-то пойдет не так, или возникнут непредвиденные расходы, у государства уже отработаны механизмы дополнительного привлечения средств.
«Пространство для маневра есть всегда. Можно вернуться к налогу на сверхприбыль, можно повысить налоги на некоторых нефтяников и т.д.», – заключает Олег Абелев.
Свежие комментарии