Инвестиции снижать не намерены
читайте на monocle.ruИнвестиции снижать не намерены
Тольяттинская компания «Инновационные системы пожаробезопасности» (ИСП) входит в пятерку лидеров отрасли, а их модули газового тушения «Заря» в виде золотых шаров открыли отечественный премиальный сегмент. Летом этого года в ИСП заявили, что с учетом ближайших перспектив способны претендовать на 12% российского рынка систем пожарной безопасности.
О том, как компания движется к намеченной цели, мы попросили рассказать основателя ИСП Сергея Лекторовича.Статья по теме: Тормоз в пол
— Последние несколько лет наша компания ежегодно показывает рост всех основных показателей примерно на 50‒60 процентов. И 2024 год не стал исключением. Скажу больше, мы вышли на новый уровень: уже в ноябре по объему продаж впервые преодолели планку в один миллиард рублей.
— Какие инвестиции делали и привлекали ли кредитные ресурсы?
— Прежде всего мы инвестировали в команду. Усиливали отделы, набирали классных специалистов, провели целую серию мощных выездных и внутренних обучающих программ. Штат компании за год вырос на 33 процента. Второе направление инвестиций — это, конечно, наше производство и новые разработки. Мы вкладываем в строительство новых площадок и расширение парка оборудования. Кредитные продукты в структуре компании практически не используются. Но это точка роста для нас: в стратегии дальнейшего масштабирования, создания вертикально интегрированного холдинга, приобретения новых предприятий и выхода на IPO нам точно потребуются качественное проектное финансирование и поддержка.
— Каков ваш прогноз развития компании и рынка в будущем году?
— Для компаний, которые опираются на долгосрочные стратегии, горизонтом в 15‒20 лет, прогнозы всегда будут положительные. Ведь чем более долгосрочное видение ты создаешь, тем меньше на тебя влияют сиюминутные колебания рынка. Если говорить более конкретно, то в следующем году правительство точно продолжит тренд на активное импортозамещение и поддержку отечественных производителей. Рынок систем безопасности тоже продолжит расти и совершенствоваться с точки зрения законодательства.
Безусловно, мы нацелены на расширение. В планах — большое строительство, открытие новых производственных площадок для новых продуктовых линеек, а также масштабное обновление действующих флагманов продаж. В первую очередь запуск новой версии модулей газового пожаротушения «Заря».
Инвестиции мы снижать на намерены, но оптимизация структуры и повышение эффективности — это один из ключевых фокусов на 2025 год. Это основа нашей стратегии до 2040 года.
Развитие, несмотря на стагнацию спроса
Александр Голосов, коммерческий директор компании «Эра», производителя оборудования для вентиляционных систем (Рязань), поставляющего свою продукцию во все регионы России и 60 стран мира.
— Год мы завершаем с приростом оборота на 20 процентов. К сожалению, в показателях прибыли не можем похвастаться аналогичными достижениями. Рост товарооборота позволит сохранить прошлогодний уровень прибыли, что, безусловно, не соответствует нашим первоначальным ожиданиям, так как в начале 2024 года мы планировали ее рост. Правда, во второй половине года мы скорректировали свои ожидания, когда пришло понимание уровня инфляции, когда мы увидели реальный рост расходов, связанный с деятельностью предприятия.
Но все запланированные компанией инвестиции в новые продукты были реализованы. При этом кредитные ресурсы мы не привлекали.
— Каков ваш прогноз развития компании и рынка в будущем году?
— Темпы строительства стагнируют и падают. Во втором полугодии текущего года мы уже стали ощущать падение покупательского спроса на продукцию, которая относится к строительно-отделочным материалам. В ближайшем будущем всплеска не ожидаем.
— Планируете ли вы расширять бизнес в 2025 году? Если да, то в каких направлениях? Какие запланированы инвестиции?
— Все запланированные инвестиционные проекты на следующий год мы будем реализовывать. По моему мнению, если в текущей ситуации ты будешь стоять на месте и ничего не делать, то ты просто умрешь. Постепенно, не сразу, но финал только такой… Поэтому останавливаться мы не собираемся, планируем развивать новые направления и рынки сбыта не только в РФ, но и за ее пределами. Было бы неплохо, чтобы государство помогло нам в этом программами поддержки отечественных производителей, упорядочиванием интернет-торговли, снятием экспортных пошлин. Но пока больших надежд по этому поводу мы не испытываем и рассчитываем только на себя.
Такого падения спроса мы не ожидали
Денис Кривцов, генеральный директор компании «Тонар», одного из крупнейших производителей прицепной и полуприцепной техники (Московская область).
— Результат за год будет выглядеть хорошо, примерно плюс 20 процентов к 2023 году. Однако такая статистика не отражает сегодняшних реалий рынка, когда десять месяцев текущего года рынок рос и мы старались успевать за ним, а в последние два месяца случился обвал. После двух лет небывалого роста мы, конечно, ожидали охлаждения, но такого резкого падения не планировали, учитывая все еще высокий уровень перевозок автомобильным транспортом и огромную долю техники старше 20 лет.
— Какие инвестиции компания делала в этом году?
— В условиях, когда с рынка ушли западные производители прицепов и образовался дефицит, мы направляли все заработанные средства, а также привлекали кредиты на инвестиции в развитие производства, локализацию импортных критических компонентов, рост производительности труда. Было крайне важно быстро вырасти, чтобы застолбить за собой место после ухода импорта и не пустить на освободившееся место производителей с востока.
— Каков ваш прогноз развития компании и рынка в целом в будущем году?
— Учитывая, что ключевая ставка продолжит расти, мы не ожидаем ничего хорошего в следующем году, переходим в режим выживания. Если объемы упадут в два раза, мы будем считать, что легко отделались.
Но во времена кризиса мы всегда ищем новые направления. Основные усилия будут перенаправлены туда, где у нас небольшая доля и есть условия, чтобы потеснить конкурентов. Это в первую очередь карьерные самосвалы, некоторые модели сельхозтехники.
— Планируете ли вы, наоборот, сокращать инвестиции в бизнес, оптимизировать структуру компании в 2025 году? Если да, то с чем это связано?
— Еще в октябре мы реализовывали масштабную программу развития, предполагающую двукратный рост производства в 2026 году. Сегодня все инвестиции в развитие и стройку заморожены до лучших времен. Мы также прекратили прием и начали снижение числа сотрудников.
Тачки сбавят обороты
Компания «Корона» из города Павлово Нижегородской области в 2023 году изготовила 500 тыс. тачек и поставила себе цель не просто нарастить их производство, но и увеличить свою рыночную долю в России до 7‒9%. О том, как компания идет к намеченной цели в этом году, мы попросили рассказать директора «Короны» Михаила Ермошина.
— Рост нашей компании по итогам 2024 года в сравнении с 2023-м составит 20‒25 процентов, это ожидаемый результат, так как основные инвестиции в размере порядка 200 миллионов рублей были сделаны именно в прошлом году.
— Инвестировали ли вы в бизнес в уходящем году, пользовались ли кредитными продуктами?
— В этом году инвестиции были небольшими – около 30 миллионов рублей. Кредитными средствами воспользовались в первой половине 2024 года, а после изменения кредитной ставки перестали обращаться в банки за этой услугой. Я считаю, что для бизнеса интересны кредитные продукты до 10‒12 процентов, все остальное нецелесообразно. Наш уровень маржинальности не позволяет пользоваться более дорогими деньгами.
— Каков ваш прогноз на следующий год?
— По своим внутренним ощущениям и по текущим тенденциям спроса вижу, что грядущий год в целом будет тяжелее. Но мы по-прежнему намерены расти и увеличивать объемы производства, как минимум на 20 процентов. Есть в планах реализация одного интересного, уникального в своем роде проекта: хотим приобрести оборудование и запустить абсолютно новое направление не только для нас, но и для всей страны — выпуск малокубатурных четырехтактных двигателей. Дело в том, что в России такие двигатели никто не делает, мы тоже покупаем импортные. Отечественная компания «Калужский двигатель», которая некогда специализировалась на их производстве, выпустила последний такой двигатель в 2004 году. То есть последние двадцать лет ни одно предприятие в стране не занималось выпуском или разработками в этой группе товаров. А связано это было с неконкурентным ценообразованием на двигатели в сравнении с импортными. Теперь мы хотим изменить ситуацию. Сейчас проводим согласования с Минпромторгом, Минэкономразвития, на уровне губернатора Нижегородской области по поводу включения инструментов регулирования таможенных пошлин, для того чтобы возобновить данную отрасль. Малокубатурные четырехтактные двигатели прежде всего мы намерены использовать для собственной техники.
Шторные полуприцепы будут выпускать круглосуточно
Компания «Вагнермайер Руссланд» уже год как развивает в Татарстане производство тентованных полуприцепов под брендом Wagnermaier. Несмотря на санкции, эта компания заявлена как совместный проект с одним из европейских производителей магистральной техники. И планы у этого машиностроительного комплекса полного цикла на территории ОЭЗ «Алабуга» заявлены большие — выйти на плановую мощность в 3000 полуприцепов в год под брендом Wagnermaier. О том, как компания реализует поставленные цели, мы попросили рассказать исполнительного директора «Вагнермайер Руссланд» Рустама Субханкулова.
— Тридцать первого января 2023 года мы торжественно открыли наш завод полного цикла на территории ОЭЗ «Алабуга» по выпуску шторных полуприцепов с высоким ресурсом. И к концу этого года совокупным результатом мы успеем поставить нашему дистрибьютору около 400 единиц техники отличного качества! За это время мы освоили производство двух моделей шторных полуприцепов, смогли обеспечить высокий уровень локализации — 47 процентов на обе модели. Получили два патента на свои разработки.
— Каков ваш прогноз развития компании и рынка в 2025 году?
— Планируем значительно увеличить объем выпуска полуприцепов — прежде всего за счет запуска круглосуточной работы, чему будет предшествовать решение задачи по набору и обучению новых сотрудников. Хотим сосредоточить усилия наших конструкторов и технологов на выпуске первого рестайлинга нашего стандартного полуприцепа 13,6 метра, чтобы улучшить технические характеристики и потребительские свойства техники.
Что касается рынка коммерческой техники, то он сейчас переживает сложный период. В непростой рыночной ситуации мы будем совершенствовать свою работу — сокращать цикл производства, улучшать работу с поставщиками, работать над повышением загрузки и эффективности, автоматизировать процессы. Масштабировать работу, а переход на круглосуточный цикл — это серьезный вызов, принять который можно только в условиях полной уверенности, что все процессы проходят с высокой отдачей.
Пора переходить к технологическому лидерству
Чебоксарский завод силовых агрегатов (ЧЗСА) развивает производство вилочных погрузчиков для рынка складской техники, где недавно царил импорт. О том, как на заводе расшивают узкие места в отечественном машиностроении, налаживая производство столь востребованных в России вилочных погрузчиков и другой коммунальной техники для нужд ретейла, логистических хабов, складов маркетплейсов и других предприятий, рассказал генеральный директор завода Александр Дмитриев.
— Для ЧЗСА год завершается в целом позитивно, мы достигаем запланированных показателей по выручке, но рентабельность производства будет несколько скромнее, чем планировали. Основная причина — резкий рост ключевой ставки ЦБ РФ и, соответственно, высокие ставки по оборотным кредитам. Тем не менее нам удалось существенно расширить ассортимент новыми моделями вилочных погрузчиков и новинками коммунальной техники. Мы продолжили локализацию производства компонентов — как под себя, так и под внешних заказчиков.
В этом году инвестировали в создание новых продуктов и в масштабирование производственных мощностей, а если по существу — то смогли возобновить производство линейки электропогрузчиков под брендом «Силант», расширили их ассортимент до моделей с грузоподъемностью 2,5 тонны. В составе электропогрузчиков успешно прошел испытания единственный отечественный контроллер управления электроприводом. В дизельном вилочном погрузчике грузоподъемностью 5 тонн завершили испытания собственного ведущего моста. Кроме того, внедрили на всех видах вилочных погрузчиков огромное количество современных опций, к примеру систему стабилизации груза на вилах, каталитические нейтрализаторы выхлопных газов, сенсорную систему присутствия оператора.
Кроме того, мы продолжили расширять ассортимент коммунальных машин, летом этого года на выставке СТТ-2024 презентовали рынку концепт сочлененного фронтального погрузчика «Силант» грузоподъемностью 1,2 тонны. Хочу отметить, что этот вид техники имеет явные конструктивные преимущества по высоте выгрузки и скорости перемещения в сравнении с традиционными бортовыми погрузчиками. Компонентная база нашего погрузчика изначально российская, да и вся наша техника имеет заключение Минпромторга о российском происхождении продукции.
Учитывая растущий спрос, завод инвестирует в строительство новых производственных мощностей. Тут нам повезло, так как в стройке мы используем инструмент льготной промышленной ипотеки. Обновляем парк технологического оборудования новыми видами обрабатывающих центров. Здесь очень эффективно себя показывают региональные субсидии на возмещение части затрат при покупке оборудования. Этот механизм позволяет компенсировать до 50 процентов стоимости станков.
— Каков ваш прогноз развития компании и рынка в целом в будущем году?
— Ситуация с продажами техники на российском рынке со второго полугодия этого года складывается непростая. В коммерческом сегменте рынка, несмотря на наличие потребности, многие инвестиционные программы в третьем-четвертом кварталах были либо сильно урезаны, либо выброшены в корзину совсем. Потребители не готовы инвестировать с кредитной ставкой под 30 процентов годовых.
Важно отметить, что снижение покупательной способности происходит на фоне складов, забитых китайской техникой, ввезенной в огромном количестве еще в прошлом году. Даже несмотря на очевидный демпинг китайских поставщиков, рынок не готов массово переключаться на их технику, ко многим наконец-то приходит осознание, что в большинстве случаев эти изделия не обеспечены ни сервисом, ни запасными частями, а уровень надежности, ресурс и безопасность вызывают большие сомнения. Кстати, российские производители имеют в этом смысле явное преимущество, так как у нас можно компенсировать лизинговую ставку до 15 процентов или получить скидку от производителя за счет государства в случае прямой продажи.
Что касается прогнозов, мы однозначно не ожидаем позитивного изменения ситуации в начале 2025 года, однако с оптимизмом смотрим в будущее. Для нас очевидно, что меры государственной поддержки российских производителей будут только расширяться. Это касается и ужесточения мер по контролю за государственными закупками, и индексации утилизационного сбора для импортной техники, и различных видов субсидий для потребителей. А покупатели все чаще будут требовать надежную российскую альтернативу без платежных рисков, обеспеченную сервисом и запасными частями.
Стратегически мы понимаем, что с любым импортом будут проблемы. Поэтому ускорим все наши планы по производству критически важных компонентов — как под собственные потребности, так и для внешних заказчиков. Уже до конца этого года поставим опытный образец тандемного моста в КамАЗ, который со следующего года будет устанавливаться в составе новых образцов лесозаготовительной техники. Кроме того, в этом году на «Иннопроме-2024» мы подписали соглашение на поставку в адрес ПО «ЕлАЗ» более 4000 мостов для экскаваторов-погрузчиков, которые раньше производились в Италии. Поставка опытных образцов запланирована уже на первое полугодие 2025 года.
В глобальном смысле уже пора переходить от «технологической независимости» к «технологическому лидерству». Мало создать мелкосерийное производство компонентов, нужно обеспечить возможность масштабирования производства и должный уровень себестоимости. Это значит, что нужно контролировать всю цепочку поставщиков на всех этапах технологических переделов. Для этих целей мы создали Машиностроительный кластер Чувашии. Сегодня это 22 предприятия, которые находятся в прямой кооперации. Объединение предприятий позволяет обеспечить плотное взаимодействие при создании новых продуктов и за счет мер господдержки компенсировать самые дорогостоящие этапы освоения новых видов продукции.
Рынок робототехники будет восстанавливаться и расти
Компания «Техноред» задала тренд на доступную роботизацию, выбрав в качестве своей целевой аудитории микро-мало-средний бизнес, под задачи которого команда подготовила необходимые робототехнические продукты. О том, как компании удается следовать выбранным путем, мы попросили рассказать директора «Технореда» Артема Лукина.
— Мы планировали вырасти больше, но прирост относительно 2023 года составил не более 20 процентов. Традиционно наш заказчик — это микро-мало-средний бизнес, который на фоне сильно выросших ставок практически прекратил инвестировать в развитие и инновации. Поэтому мы были вынуждены быстро переключиться на другой тип заказчиков — на ГОСы (государственные закупки) и ГОЗы (государственный оборонный заказ). Раньше они в объеме продаж занимали максимум десять процентов, а теперь — пятьдесят-шестьдесят. В этом году мы произвели и отгрузили нашим заказчикам порядка 200 роботизированных систем, это в среднем 20–25 систем в месяц, а в 2025-м хотим выйти на мощность в сто систем в месяц, еще через год — в тысячу.
— Какие инвестиции делали, их цели?
— Мы много инвестировали в разработку новых продуктов и софта, это десятки миллионов рублей. Вложили около 100 миллионов рублей в строительство завода на территории особой экономической зоны «Технополис Москва». И да, к сожалению, осуществлять фандрайзинг, то есть привлекать ресурсы в коммерческие проекты, стало фактически невозможно, и мы используем кредитные линии, заемное финансирование.
— Каков прогноз развития вашей компании и рынка в будущем году?
— В 2025 году в России запускается национальный проект «Средства производства и автоматизации», который включает в себя поддержку роботизации и субсидии на производство, так что мы понимаем: рынок в любом случае будет восстанавливаться, расти и развиваться. Поэтому рассчитываем в следующем году вырасти минимум в два раза, причем сразу в разных сегментах: в производстве нашего готового продукта — типовых роботизированных систем; в развитии нашего образовательного продукта — Академии роботизации онлайн; в расширении партнерства с индустриальными компаниями.
Планируем подавать заявки на определенные гранты, на субсидии — в рамках реализации национального проекта. Разработали программу льготного лизинга, и те, кто покупает наши роботы, могут брать их не под 30 процентов, а под пять. Думаю, это круто. Еще обычно мы выпускаем два-три продукта в год, это может быть как захват для робота, так и роботизированный паллетайзер. А в следующем году хотим сделать и запатентовать до десяти продуктов, это будут как компоненты для роботов, так и софт, и сами роботизированные системы.
Штат у нас уже вырос за год на 40 процентов, будем расти еще. На ближайшие три года план по инвестициям составляет полтора миллиарда рублей, а в следующем году — не менее 800 миллионов.
Директор управляющей компании «НАТЭК-Нефтехиммаш» (выпускает емкостное, теплообменное, реакторное оборудование) Александр Серебряков:
— Несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране и в мире, нам удалось сохранить положительную динамику. Этому способствовали несколько факторов: в начале года мы обновили стратегию компании — приняли курс на технологическую и цифровую трансформацию и разработали расширенную программу инвестиций.
В результате нам удалось увеличить товарный выпуск почти на восемь процентов и спрогнозировать не менее значительный объем в 2025 году.
Согласно предварительным данным финансовой службы, выручка торгового дома в 2024 году ожидается на уровне около 2,8 миллиарда рублей, что соответствует результатам прошлого года. В то же время из-за роста затрат на обслуживание кредитов чистая прибыль немного уменьшилась и составила 49 миллионов.
— Какие инвестиции компания сделала в этом году?
— В этом году на предприятии реализована масштабная инвестиционная программа, направленная на развитие производства. Было вложено около 80 миллионов рублей. Основная часть средств потрачена на приобретение дополнительных производственных площадей и модернизацию существующих. Эти вложения позволят усовершенствовать производственные цепочки, увеличить производительность труда и начать выпуск продукции, ранее недоступной для предприятия.
— Каков прогноз на будущий год?
— За последние несколько лет вся российская машиностроительная отрасль, и наша компания в частности, получила мощный импульс к развитию. Сегодня мы стараемся использовать все доступные возможности рынка, которые во многом определяются инвестиционными проектами наших заказчиков. Благодаря тому что компания НАТЭК непрерывно наращивает свои производственные мощности и увеличивает технический потенциал продукции, она входит в пятерку сильнейших производителей нестандартного оборудования для нефтехимической и атомной промышленности.
— Планируете ли расширять бизнес в 2025 году?
— Объем инвестиций в модернизацию производства в 2025 году будет напрямую зависеть от экономической ситуации в стране и в мире. Тут важную роль играет наше сотрудничество с Фондом развития промышленности и получение различных форм государственной поддержки. Чтобы помочь промышленности справиться с ростом ключевой ставки, нужна поддержка от государства. Необходимо запустить программы льготного кредитования машиностроения. Ставки по таким займам надо уменьшить до пяти-шести процентов.
«Внешняя среда позитивна для тех предприятий, которые выбрали фокусом своей стратегии развитие производственных компетенций в России»
Владимир Леваков, генеральный директор группы компаний по производству крепежа и метизов «Трайв»:
— Группа компаний «Трайв» завершает текущий год с ростом бизнеса примерно на 20 процентов год к году, рентабельность продаж при этом сохранилась на прежнем уровне. Основными драйверами роста стали проекты в рамках стратегии импортозамещения. Накопленные за уходящий год результаты в целом соответствуют уровню ожиданий.
«Пора переходить от “технологической независимости” к “технологическому лидерству”. Мало создать мелкосерийное производство компонентов, нужно обеспечить возможность масштабирования производства и должный уровень себестоимости», - Александр Дмитриев, ЧЗСА
Последние три года «Трайв» активно инвестирует в развитие собственной производственной базы. В уходящем году стартовала третья, самая масштабная часть инвестиций, реализация которой позволит уже в следующем году создать порядка 80 новых рабочих мест и получить производство метизных решений полного цикла, включая не только обработку металла, но и цинк-ламельное покрытие изделий и их термическую обработку. Эти инвестиции позволили сформировать условия для выхода на новые рынки, в частности автомобилестроения; увеличить емкость производства по текущим контрактам, существенно сократив временные затраты; серьезно повысить технологические компетенции компании, создав более сложный продукт и повысив его добавленную стоимость. Фондировались инвестиции как собственным капиталом, так и заемным.
Компания планирует в 2025 году сохранить темпы роста примерно на уровне 20–25 процентов, поскольку спрос на наших ключевых рынках, в частности машиностроения, промышленного и инфраструктурного строительства, автомобилестроения, приборостроения и так далее, будет расти. Сегодня мы видим на рынках слабые сигналы замедления спроса, однако сохранение вектора промышленной политики государства, развитие национальных проектов и фокус на импортозамещение поддержат спрос в целом, позволяя всегда найти те или иные кластеры возможностей и рыночные ниши.
Мы не видим сегодня на рынках и в каналах продаж проблем, способных остановить рост и развитие компании: внешняя среда достаточно позитивна для предприятий, которые выбрали фокусом своей стратегии развитие производственных компетенций в России, особенно для тех из них, кто работает в обрабатывающих отраслях промышленности. Безусловно, мы, как и все, сталкиваемся с дефицитом персонала, однако в нашем случае это происходит по иным причинам: мы исторически сложно ищем новых сотрудников, которые были бы адаптивны к нашей бизнес-культуре: когда поощряется самостоятельность, оцениваются результаты деятельности каждого, а не процесс их достижения.
С нашей точки зрения, сегодня правительство РФ делает все возможное для обеспечения и поддержки роста экономики в целом и промышленного производства в частности.
Первое и самое важное — российский бюджет сегодня выступает ключевым заказчиком промышленной продукции, в том числе в рамках реализуемых национальных проектов, фактически определяя спрос во многих производственных сегментах. Меры государственной поддержки производства сейчас беспрецедентны, это в том числе доступ к льготным финансовым ресурсам, различные программы компенсации инвестиций и так далее. Но ядром этой системы поддержки является, на наш взгляд, формирование убежденности рынка в том, что мы имеем дело не с очередной кампанией, а с новой сутью промышленной политики, с реальным импортозамещением.
«Мы ждем, что государство поддержит машиностроительную отрасль»
Сергей Колесников, совладелец и управляющий партнер компании «Технониколь»:
— Если описывать завершение года в числовых показателях, то «Технониколь» — это более 70 заводов и около девяти тысяч сотрудников. И это с учетом того что в 2024 году мы полностью продали все европейские активы.
Несмотря на присоединение новых заводов, производственная культура которых отличается от нашей, в целом по корпорации продолжается рост производительности труда. Если в 2023 году среднее значение по компании было 26,4 миллиона рублей на человека, то в 2024-м показатель вырос до 27,1 миллиона. Это в четыре раза больше среднего по России.
В этом году спрос на строительные материалы носил волнообразный характер: поднимался до 20 процентов в начале года, летом рост продаж составлял 13–15 процентов, осенью держался в районе одного процента.
— Какие инвестиции компания делала в этом году?
— В этом году вектор инвестиционной активности мы направили внутрь России, а также на страны постсоветского пространства.
В Казахстане запустили заводы по производству теплоизоляции из каменной ваты и экструзионного пенополистирола.
В общей сложности в состав компании вошли шесть заводов по деревообработке. В 2024-м мы полностью замкнули цикл производства: от лесозаготовки до выпуска заводских домокомплектов.
На заводе в Нижегородской области сосредоточились на производстве кровельных панелей. Это модульная крыша, которую можно установить на дом, построенный по любой технологии.
В 2024 году еще один актив в области переработки вошел в состав «Технониколя»: речь идет о заводе в Твери, который включает в себя три линии по переработке ПЭТ-бутылок в хлопья, две линии по рециклингу отходов полиэтилена низкого давления в регранулят, а кроме того, линию по производству упаковочной ПЭТ-ленты. По этому направлению мы также полностью закрыли производственный цикл выпуска ПЭТ. Из ПЭТ-хлопьев, полученных на заводах в Твери и в Нижнем Новгороде, на производстве в Гусь-Хрустальном изготавливаем ПЭТ-волокно, которое, в свою очередь, становится сырьевой базой для производства геотекстиля в Рязани.
— Каков прогноз на будущий год?
— В 2025 году планируем в Воскресенске запустить завод по производству экструзионного пенополистирола, в Саратове начнет работать предприятие по выпуску гибкой черепицы. Продолжаем строить завод в Свердловской области. Здесь будет реализована линия по выпуску полимерных и профилированных мембран. Заканчиваем проектирование и планируем перейти к строительству крупного комбината в Ростовской области, он будет производить теплоизоляцию, а также субстраты для агронаправления.
Очевидно, что текущая экономическая ситуация повлияет на отрасль, на рынок. Высокая ключевая ставка останется сдерживающим фактором. При этом продолжится рост зарплат, что позволит поддержать спрос. А в России люди привыкли свободные средства вкладывать в недвижимость, причем не только в покупку, но и в строительство и ремонт.
— Планируете ли сокращать инвестиции?
— Намеченные инвестиционные активности реализуем. А вот планировать абсолютно новые инвестиции пока не собираемся. Направим внимание внутрь. Заводы последние два года из-за ажиотажного спроса на стройматериалы работали на пределе возможностей.
— Какие ключевые проблемы ограничивают рост?
— Ключевыми проблемами остаются кадры, оборудование, логистика и трудности с переводом денег.
Дефицит кадров бизнес пытается преодолевать, в этом серьезно помогают и сами образовательные учреждения, которые сейчас развернулись к нам лицом. В настоящее время, мы это видим на своем примере во всех регионах присутствия, вузы активно интересуются жизнью производства и пополняют базу практических знаний реальными кейсами от промышленности. Таким образом современные студенты получают доступ к актуальной информации, имеющей значение здесь и сейчас.
С оборудованием проблема решается, но мы понимаем, что российское машиностроение пока не может обеспечить потребности промышленности, хотя у нас довольно сильная инженерная школа. Сейчас промышленность переориентировалась на восточных поставщиков оборудования. Но если в Европе мы закупали линию в комплексе, то сейчас собираем ее по элементам, иногда не просто у разных поставщиков, но даже в разных странах. Российские инженеры на местах собирают из этого оборудования единую линию. Какие-то детали производятся уже и в России. Но пока это единичные примеры. Мы ждем, что государство поддержит машиностроительную отрасль. Светлых голов, способных проектировать и создавать, у нас достаточно.
Еще одна проблема — логистика. Остается проблема, связанная с ограничением отправления грузовых вагонов по железной дороге. Доставить груз на Дальний Восток крайне сложно. Предприятия в Хабаровске из-за этого испытывают трудности с обеспечением сырьем. Ограничена пропускная способность Свердловской и Западно-Сибирской железных дорог. Проблема приобрела системный характер, значительные трудности с получением грузов по сети РЖД имеются у большинства предприятий Дальнего Востока.
Без поддержки государства пока крайне сложно решить проблему с транзакционными издержками. Дружественные государства под страхом наложения на них вторичных санкций боятся работать с российским бизнесом. И с каждым днем этот вопрос звучит все острее. Иногда, после того как потратили колоссальные усилия, чтобы найти поставщика оборудования, договориться, выстроить логистическую цепочку, мы просто не можем расплатиться за продукт. И решения у этой проблемы пока нет. Каждый раз приходится изобретать новые пути доставки оплаты.
«В планах — выйти на рынок трех новых регионов, где мы приобрели земельные участки»
Заместитель генерального директора «Брусника» Александр Щиголь
— С какими результатами компания завершает этот год? Есть ли рост оборотов бизнеса?
— По итогам трех кварталов 2024 года мы продали 330 тысяч квадратных метров (плюс четыре процента к аналогичному периоду 2023-го). Ожидаем, что продажи по итогам года в натуральном выражении останутся на уровне 2023-го, а в деньгах составят 85 миллиардов рублей против 60 миллиардов в 2023-м. Прирост выручки, признаваемой по стройготовности (по МСФО), превысит 30 процентов.
Это вполне соответствует нашим ожиданиям, учитывая конъюнктуру, сложившуюся на строительном рынке во второй половине 2024 года.
— Какие инвестиции компания делала в этом году?
— «Брусника» инвестировала, во-первых, в развитие земельного банка и в запуск новых проектов. Мы вышли на рынок Липецка и Санкт-Петербурга, приобрели участки в Ленинградской области и Челябинске, стали победителям аукционов на право комплексного развития территории в Новосибирске, Перми и Челябинске. Географическая и продуктовая диверсификация — один из фокусов нашей стратегии.
Во-вторых, компания вкладывала в НИОКР и исследовательские проекты с вузами. Мы заключили стратегические соглашения с УрФУ, МГСУ, НГУАДИ, реализовали несколько десятков экспериментов, провели внутренний конкурс инноваций. Это позволяет нам разрабатывать и внедрять передовые практики.
— Каков прогноз на будущий год?
— В 2025 году рынок будет находиться под давлением высокой ключевой ставки и дефицита кадров. Ипотечный стандарт, вероятно, «отключит» траншевую и бóльшую часть субсидированных программ. Под пристальным вниманием ЦБ — рассрочка. Девелоперам и банкам придется адаптироваться к этим условиям, искать альтернативные инструменты продаж. Объем запусков новых проектов, очевидно, снизится.
— Планируете ли расширять бизнес в 2025 году? Если да, то в каких направлениях?
— Мы продолжим инвестировать в НИОКР и будем взвешенно подходить к выводу новых проектов. В планах — выйти на рынок трех новых регионов, где мы приобрели земельные участки.
Свежие комментарии