На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Монокль

596 подписчиков

Свежие комментарии

Жилищный бум, но не тот

Национальный проект «Жилье» продлен без учета того, что он разбалансировал рынок недвижимости и не достиг цели по строительству многоэтажного жилья

АЛЕКСАНДР ДЕМЬЯНЧУК/ФОТОХОСТ-АГЕНТСТВО ТАСС Нацпроект предполагал, что в стране будет возведено 372 млн кв. м недвижимости в виде многоквартирных домов, фактический показатель — 270 млн
читайте на monocle.ru

Национальный проект «Жилье» продлен без учета того, что он разбалансировал рынок недвижимости и не достиг цели по строительству многоэтажного жилья

Многие национальные проекты (указ президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2024 года), запущенные еще в 2019 году, не достигают своих целевых значений, однако автоматически пролонгируются без анализа проблем, помешавших их достижению, актуализации поставленных целей, без учета эффектов и дисбалансов, созданных в экономике, без смены курирующих нацпроекты министерств и профильных вице-премьеров.

Статья по теме: «Экономика проходит через трансформацию и нуждается в поддержке»

Одна из самых ярких программ долгосрочного развития – «Жилье и городская среда»: в своей первой амбициозной версии при формальном достижении ключевых параметров — строительства в России 120 млн кв. м недвижимости в 2024 году — она фактически провалена. В частности, при запуске нацпроекта прогнозировалось, что целевой показатель будет достигнут за счет строительства 80 млн кв. м жилья в многоквартирных домах (МКД) и 40 млн кв. м в виде индивидуального жилищного строительства (ИЖС). По итогам прошлого года частное строительство составило 58,7 млн кв. м против 51,76 млн кв. м МКД — итого 110 млн «квадратов» при запланированных на 2023 год 112 млн.

С одной стороны, виден явный крен в сторону малоэтажного частного строительства, с другой — то, что скрывается за миллионами «квадратов» частных домов, остается на совести местных властей, ставящих такое жилье на учет. Говоря проще, если у избушки есть крыша, окна и двери, то это, согласно нашему закону, уже жилье. У МКД стандарты пожестче — в частности, обязательно наличие отопления, водоснабжения, водоотведение. То есть инфраструктуры делающей жилье жильем.

Согласно паспорту нацпроекта «Жилье и городская среда» в версии от 2018 года, в прошлом году строительная отрасль страны должна была возвести 74,8 млн кв. м недвижимости в виде МКД. То есть на 44% больше, чем удалось сдать. И подкачал не только прошлый год. Нацпроект предполагал, что с 2018 по 2023 год в стране будет возведено 372 млн кв. м недвижимости в виде МКД, фактический показатель ― 270 млн. То есть совокупно в России не был построен каждый четвертый квадратный метр из целевого показателя. Отклонение на десятки процентов от плана наблюдалось ежегодно, на протяжении всего действия нацпроекта. При этом с 2020 года в стране действовала масштабная программа льготной ипотеки: на новостройки под 8% годовых (свернута с 1 июля), «Семейной ипотеки» под 6%, «Дальневосточной» под 2%, «Сельской» под 3% и IT-ипотеки под 5% (теперь 6%).

Стимулирование спроса на недвижимость при ограниченном предложении создало серьезные ценовые дисбалансы. Например, средняя стоимость квадратного метра недвижимости на первичном рынке в конце 2023 года поднялась до 140 тыс. рублей при плановом показателе паспорта проекта «Жилье и городская среда» 87,9 тыс. рублей. Рост цен на первичном рынке недвижимости с первого квартала 2018 года — в 2,4 раза (при накопленном уровне инфляции с 1 января 2018 года по декабрь 2024-го 48,1% и росте средней зарплаты за указанный период на 92%).

В результате недовыполнения плана строительства МКД доступность первичного жилья в России резко сократилась: один квадратный метр подорожал с 1,49 среднемесячной зарплаты до 2,0, даже при заметном и опережающем росте и номинальных, и реальных доходов населения.

В результате резкого роста стоимости недвижимости увеличилась база для начисления процентных выплат по ипотечным программам, в том числе по льготным, субсидии на которые выделяются из федерального бюджета. В рамках этих программ выдано в общей сложности почти 3 млн кредитов на 12,8 трлн рублей. Без резкого роста цен выданных кредитов могло быть кратно больше, а площадь жилья была бы увеличена.

На субсидирование таких кредитов (на 2021–2026 годы для компенсации разниц между льготной ипотекой и ставкой ЦБ) из бюджета страны выделено более 1,6 трлн рублей. За 2021–2023 годы уже израсходовано 568 млрд рублей. Объем таких ассигнований ежегодно увеличивался из-за роста ключевой ставки. То есть систематическое невыполнение ключевого показателя федерального проекта «Жилье и городская среда» привело к резкому снижению эффективности использования бюджетных средств.

В Чукотском АО, Магаданской, Мурманской областях, Еврейской АО, Камчатском крае в год вводились лишь десятки тысяч «квадратов». То есть стройка так и не ожила. При этом имеющийся в этих регионах жилищный фонд требует обновления

Паспорт проекта "Жилье и городская среда" (2018 год), расчет Монокля: Нацпроект "Жилье" не достиг цели по строительству многоэтажного жилья
Паспорт проекта "Жилье и городская среда" (2018 год), расчет Монокля: В плане цен жилье стало куда менее доступным

Кроме того, программа «Жилье и городская среда» в версии 2018 года привела и к серьезным региональным дисбалансам. Основные регионы, где возводилась недвижимость, — это и без того густонаселенные центры притяжения: Московская область (12,4 млн кв. м в 2023 году), Краснодарский край (7,6 млн), Москва (7,3 млн). При этом рынки массового строительства МКД в этих регионах оказались олигополизированы крайне ограниченным числом строителей. Тогда как в Чукотском АО, Магаданской, Мурманской областях, Еврейской АО, Камчатском крае в год вводились десятки тысяч «квадратов». То есть стройка так и не ожила. При этом имеющийся в этих регионах жилищный фонд требует обновления.

Другой важный эффект от программы отложен по времени. Жилье во время действия льготной ипотеки было продано по завышенным ценам. Теперь цены начинают охлаждаться и корректироваться. При этом квартиры выступают залогом по кредитам. Если снижение цен продолжится, банкам придется начать переоценку этих залогов и наращивать резервы под обесценение. «Банкам может потребоваться наращивание резервов и, вероятно, господдержка — в силу значительного объема накопленных за 2020–2023 годы кредитов низкого качества», ― пишет Счетная палата в своем обзоре, посвященном анализу действия программ льготной ипотеки.

Таким образом, национальный проект «Жилье и городская среда» с льготной ипотекой привел к обратному эффекту: жилье в России стало значительно менее доступным; массовое строительство МКД носило очаговый характер, не став стимулом обновления жилищного фонда в регионах с оттоком населения; возникла угроза банковского кризиса из-за низкого качества кредитных портфелей и обесценения жилья на балансах банков; жилье на вторичном рынке стоит дешевле, чем на первичном. Любая вынужденная продажа жилья заемщиком или кредитором приводит к возникновению убытков у одной из сторон сделки.

В этом году уже принят и утвержден новый национальный проект «Жилье и городская среда» (указ президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»). Но его разработка прошла без комплексного внешнего аудита и публичного обсуждения результатов, достигнутых прежним нацпроектом. Напротив, идет автоматическая пролонгация программы даже без увеличения ключевых параметров. Например, цель на 2030 год — строительство тех же 120 млн кв. м, тогда как достичь ее планировалось еще в 2024 году.

При этом в новом нацпроекте уже нет целевых показателей по стоимости жилья и разбивки на МКД и ИЖС, что значительно упрощает его выполнение: ведь ввод ИЖС — это, скорее, игра со статистикой, нежели реальный показатель работы стройкомплекса страны.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх